УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 2 класс РАСПРОСТРАНЕНИЕ СЕМЯН РАСТЕНИЙ

Скачать файл



УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 2 класс РАСПРОСТРАНЕНИЕ СЕМЯН РАСТЕНИЙ

Козлёнкова Елена Петровна, учитель начальных классов МКОУ « СОШ №1» г.Поворино

Тип урока: конкретизация нового способа действия.

Особенности данного урока. Окружающий мир – это мир, полный загадок, тайн, вопросов и правил, которые ребенок должен сам открывать, чтобы их осознать и принять. Основной задачей курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения является формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума. Первая учебная задача курса во втором классе – открытие и освоение простейшего экспериментирования – ставилась в начале учебного года. Остальные открытия, в том числе и вопрос распространения семян растений, являются только развитием, конкретизацией нового способа действия.

На данном уроке перед детьми встает проблема, которую они должны разрешить: как и почему распространяются семена растений? Для этого дети делятся на группы и начинают практическую работу по изучению семян различных растений. После этой работы каждая группа выдвигает и защищает свои гипотезы.

Работа в группе необходима на этом уроке как промежуточный этап между открытием нового способа действий, происходящим в рамках общеклассной дискуссии, и индивидуальной работы по освоению нового способа действий. Работая в группе, дети окончательно уясняют новый способ действий, активно участвуют в выполнении задания, контролируют работу друг друга. Вместе с тем ответственность за правильность выполнения не лежит на ком-то одном, а распределяется между всеми участниками групповой работы. Это позволяет детям в комфортных для себя условиях освоить новое и перейти к индивидуальной работе с пониманием и некоторым накопленным опытом действий.

Тема: РАСПРОСТРАНЕНИЕ СЕМЯН РАСТЕНИЙ.

Цели:

  • дать представление о способах распространения семян растений;

  • развивать внимание, память, наблюдательность;

  • воспитывать любовь к природе, интерес к предмету, культуру взаимоотношений.

Планируемые достижения на уроке:

  • понимание учащимися того, как и почему растения распространяются по свету;

  • развитие навыков экспериментирования;

  • воспитание интереса к предмету, культуры взаимоотношений.

О б о р у д о в а н и е: Плешаков А.А. учебник-тетрадь для 2 класса начальной школы. М., Просвещение, 2008 г.

Н а д о с к е: плакат, на котором схематично нарисованы различные способы распространения семян растений. Презинтация.

У д е т е й: лупы, тарелки с разнообразными семенами и плодами (морковь, репейник, кокосовый орех, шишки сосны, желудь, крылатки клена и ясеня, орехи)

Проект урока

1.Организационный момент.

— Начнем урок окружающего мира. Чего вы ждете от этого урока? (Свободные высказывания детей.)

2. Повторение изученного материала.

— Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке окружающего мира? (О растениях.)

— Нас с вами окружает удивительный мир растений. Это деревья, кустарники, травы. Они разнообразны и прекрасны. Особенно весной. Скажите, ребята, а как изменяются растения с приходом весны? (Зеленеют, распускаются, цветут.)

— Что образуется на месте цветка? (Плод.)

— как определить плод перед нами или не плод? (Разрезать его.)

— Так что же такое плод? (То, в чем есть семена.)

— Почему незрелый плод невкусный, несочный? (Защита семени.)

— А какой зрелый плод? (Вкусный, сочный, мягкий, яркий.)

— Почему? (Чтобы привлечь внимание животных, людей.)

Р а с с к а з у ч и т е л я об удивительном растении дуриан, чьи плоды очень вкусны, но имеют отвратительный запах.

— А для чего растению семя? (Для размножения.)

— Только ли семенами размножаются растения? (Нет.)

— Вернемся в семени. Из чего оно состоит? (Оболочка, зародыш, семядоля с запасом питательных веществ.)

— Семена лотоса сотни лет могут пролежать в торфе, семена пшеницы – десятилетие. До тех пор, пока не попадут в подходящие условия для прорастания. Назовите эти условия. (Существенные условия – влага, тепло; несущественные условия – свет, почка.)

— Назовите фазы, этапы развития семени.

— Да, именно так семена дают жизнь новому растению.

3. Постановка темы урока.

— Что такое эксперимент? Расскажите об эксперименте, который вы провели в группах.

П р и м е р н ы й р а с с к а з д е т е й: «Мы посадили семена в две коробки. В одну из них — много семян, в другую – 5-6 семян».

— Сравните их. Что вы знаете? (Много семян – ростки слабые, кривые, тонкие; мало семян – ростки сильные, крепкие.)

— Почему так происходит? Как бы это объяснили? (Свободные высказывания детей.)

В ы в о д.

— Значит, рядом с материнским растением молодому растению будет тесно: мало света, мало питательных веществ.

— Что же нужно растениям, чтобы вырасти крепкими и здоровыми? (Распространяться по свету.)

— Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? Какова тема нашего урока? (Распространение семян растений.)

— Почему же растениям необходимо распространяться?

— А вот каким образом происходит распространение семян растений?

4. Знакомство с новым материалом.

— Очень часто мы встречаемся с хорошо знакомыми растениями в необычных для них местах. Радуемся, увидев на опушке хвойного леса рябину или найдя желудь далеко от дуба. Как они могли сюда попасть? (Ветер, животные, вода, саморазбрасывание.)

Р а б о т а в г р у п п а х.

Игра. Каждая группа получает семена одного растения (у каждой группы свое растение).

1-я группа – кокосовый орех;

2-я группа — семена моркови;

3-я группа – семена репейника;

4-я группа – крылатки клена;

5-я группа – фасоль, горох;

6-я группа – желуди, орехи.

З а д а н и е. Представьте себе, что вы – растение, вам нужно подальше забросить свои семена. Как вы это сделаете?

Дети обсуждают в группах возможные способы распространения семян растений и обосновывают свои гипотезы:

  • кокос — вода,

  • морковь – животные,

  • клен – ветер,

  • репейник — животные, бобы – саморазбрасыванием,

  • желудь или орех – животные.

Н а д о с к е появляется плакат, на котором изображены способы распространения семян растений:

  • По воде: кокос, ольха, осока, кувшинка, так как содержат воздушные полости.

  • С помощью животных, человека: череда, репейник, морковь, желудь, бузина, калина, рябина, черемуха и др., так как имеют различные крючочки, зубчики, липучки, шипы и т.д. Например, подорожник перекочевал из Европы в Северную Америку. Там индейцы прозвали его «следом белого человека».

  • С помощью ветра: ива, тополь, осина, одуванчик, береза, мак, ель, сосна, ясень, ковыль, перекати-поле и др., так как семена похожи на самолетики, вертушки, волоски, пушки и т.д., они легкие, летучие.

  • Саморазбрасывание: бобы, фасоль, горох, недотрога, бешеный огурец и др.

5. Работа с учебником.

— Перед вами текст. Прочитайте задание к нему.(Озаглавить текст, выделить главные мысли.)

— Прочитаем текст. (Ребята читают текст по одному абзацу.)

— Что нового узнали из этого текста?

— Найдите предложения, в которых заключена главная мысль текста.

— Озаглавьте текст.

— Познакомимся с еще одним увлекательным текстом.

— Прочитайте название. («Репей-душегуб».)

— Кого называют душегубом?

— Прочитайте текст.

Дети читают текст в режиме жужжащего чтения.

— Почему текст имеет такое название?

6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой в парах. Игра «Проверь себя».

Детям предлагается дописать названия растений, распространяющихся разными способами.

7. Итог урока. Рефлексия.

— Чем на уроке занимались? Какая тема урока? Что нового узнали?

_ В учебнике-тетради начертите две вертикальные шкалы. Отметьте на них, насколько хорошо вы поняли тему урока и насколько, она вам была интересна.

Выставление отметок.

Домашнее задание.

— Рассказать родителям, что запомнилось из урока. Учебник. Разбить текст «Маленькая тайна» на смысловые части. Для каждой части придумать рисунок, который поможет пересказать текст.

Добавить комментарий