Система экологического воспитания в ДОУ с использованием активных методов обучения.

Скачать файл



Система экологического воспитания в ДОУ

с использованием активных методов обучения.

Свое выступление я хочу начать со слов Василия Александровича Сухомлинского « Добрые чувства своим корнем уходят в детство, а человечность, доброта, достоинство, доброжелательность нуждаются в труде, заботах и волнениях о красоте окружающего мира»

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все большее внимание. Причиной тому является деятельность человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Поэтому цель работы нашего педагогического коллектива это создание в дошкольном учреждении условий для подготовки детей к обучению основам экологии, природопользования, формирование у них представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности. По проблеме экологического воспитания педагоги нашего детского сада работают уже более 15 лет. В основе работы лежит Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, а также технологии парциальных программ С.Н. Николаевой «Юный эколог» и Н.А.Рыжовой «Наш дом- природа»

За годы работы была создана целостная система, направленная на решение следующих задач:

-формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом

— развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе

-совершенствование экологического сознания педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения

-формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности

-пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье

При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:

  • Совместная деятельность педагога с детьми по организации и использованию эколого-развивающей среды, которая включает экспериментальную деятельность, разработку проектов

  • Создание системы педагогического взаимодействия, направленную на экологическое развитие детей (это специально организованное обучение, совместная продуктивная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей, защита проектов)

  • Постоянное общение детей с природой ближайшего окружения

  • Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников

  • Поддержание тесных связей с социумом: школа, музеи и др.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. В нашем детском саду созданы все условия для экологического воспитания детей: экологическая гостиная, изостудия «Радуга», экологический театр, «Мини-музеи», экологическая тропа.

В экологической гостиной представлены необходимые виды комнатных растений. Непосредственным ее продолжением является изостудия «Радуга». Здесь ребята конструируют поделки из природного и бросового материала, здесь же они изображают все, что видят вокруг. Через рисунок они отражают свои эмоции, свое отношение к окружающему.

Экологический театр включает в себя подборку экологических пьес и сказок для постановок. Цель создания театра – научить детей отражать экологические проблемы своего ближайшего окружения, призвать зрителей к соблюдению основных принципов охраны природы, выполнению определенных правил поведения в естественной и социальной среде. Чтобы сыграть экологический спектакль, сказку, требуются и экологические знания, и умение вжиться в роль, и умение сформулировать идею, желание донести ее  до других.  Действенность, зрелищность, широкое использование в них средств театральной выразительности позволяет обращаться к любой аудитории, детские слова доходчивы и просты; обращение детей со сцены к публике будит сознание и душу, пропагандирует экологические знания.

Во всех возрастных группах созданы уголки экологической среды, которые включают в себя:

  1. огород на окне;

  2. книжный уголок;

  3. зона коллекций. Коллекции включают в себя те объекты, которые могут собрать сами дошкольники и их родители (камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка и глины);

  4. выставочный уголок, где выставляются все рисунки и поделки детей, выполненные в процессе самостоятельной, совместной и непрерывной непосредственно образовательной деятельности;

  5. оформлены – календарь природы, календарь погоды, карты-схемы «Кто, где живет?».

  6. подобраны подвижные игры и оформляется наглядный материал для их проведения;

  7. созданы картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе;

  8. имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, песни о природе).

Также в группах созданы мини – музеи: «Музей природы», «Музей коры», «Волшебница вода», «Музей песка и камня». Организация деятельности в мини- музеях предусматривает включение ребенка в разнообразные игры, театральные действа, изобразительную деятельность, а также разнообразные формы проведения музейных занятий, поисково-познавательные занятия. Работа с экспонатами музея таит в себе большие возможности, сближает ребенка с окружающим миром.

Территория детского сада используется для создания фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок:

  • экологическая тропа, включающая огород, аптекарскую клумбу, различные деревья и кустарники, цветники;

  • малые архитектурные формы – «Сельский дворик», искусственный водоем;

  • мини-стадион и игровые площадки.

На территории ДОУ проложена малая экологическая тропа, где дети знакомятся с лекарственными травами, учатся распознавать породы деревьев.

На огородных грядках дети выращивают овощные культуры, наблюдают за их ростом, узнают о коварных сорняках, проводят эксперименты.

Экскурсии к грачевнику, в парк и на берег реки Чагра в разное время года по большой экологической тропе проводятся систематически. Мы ходим в одни и те же места, наблюдаем за одними и теми же деревьями, кустарниками, травами, следим за одними и теми же видами насекомых и птиц и с изумлением удивляемся, что неподвижный мир движется, меняются краски, запахи, звуки. И все это связано со сменой времен года.

Для успешного освоения программ по экологическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс.

Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных методов и приемов работы.

Взаимодействие педагогов и детей включает разнообразные формы и методы экологической работы с дошкольниками:

  • непосредственно образовательная деятельность,

  • уроки доброты

  • экологические сказки,

  • экологические праздники и развлечения;

  • выставки рисунков и поделок,

  • экологические аукционы, марафоны, викторины,

  • экскурсии, прогулки;

  • экологические акции,

  • опытно-экспериментальная деятельность;

  • экологические агитбригады.

В нашем коллективе постоянно ведется поиск новых форм работы по формированию начал экологической культуры у детей и развитию экологической культуры взрослых. Одной из таких форм работы является экологическая агитбригада. Экологическая агитбригада – одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Главная цель работы агитбригады нашего дошкольного учреждения – активизация экологического движения в своем детском саду, селе и привлечение внимания социума к проблемам окружающей среды.

Задачи агитбригады:

  • популяризация экологического образования и воспитания дошкольников;

  • формирование у них экологического самосознания и экологической этики;

  • формирование активной гражданской позиции в вопросах охраны, сбережения и приумножения природных богатств;

  • создание условий для социализации личности воспитанников в процессе природоохранной работы;

  • раскрытие творческого потенциала детей.

В организации этой работы мы делаем пока первые шаги.

В деятельность агитбригад вовлекаются родители воспитанников. Но здесь они не только пишут стихи, частушки для выступлений, помогают в создании костюмов и декораций, но и становятся нашими помощниками в работе с социумом (расклейка агитационных листовок, распространение памяток населению, уборка территории).

Одним из средств, способствующих решению проблемы экологического образования дошкольников, является метод проекта. Метод проекта ориентирован на достижение целей самими детьми, и поэтому он уникален, т.к. формирует большое количество умений и навыков. Проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей, осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее, способствуют развитию творческих способностей детей, способствуют развитию навыков обобщать и анализировать, способствует развитию мышления: помогают увидеть проблему с разных сторон – комплексно. Метод проекта – новое направление в педагогике, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.

В нашем учреждении разработаны и реализованы ряд проектов "Есть на свете цветок…», «Русь моя, березовая» !!!!!

Кроме этого, в детском саду традиционно проводятся экологические акции, в которых дети принимают самое активное участие: «Семена», «Посади дерево», «Покормите птиц зимой», «Расти елочка зеленая», «Украсим сад цветами».

Все акции дают не только знания, но главное, воспитывают доброе отношение к окружающей природе и ее обитателям.

На базе нашего детского сада реализуется программа дополнительного образования клуб «Юный эколог», цель которого — формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Важным аспектом в системе экологического образования является работа с родителями. Уделяя большое внимание совместной деятельности детей и родителей, используем следующие формы работы:

— анкетирование

— консультации

— размещение информации на стенде «Окно в природу», в папках-передвижках

— привлечение к участию в конкурсах, развлечениях, акциях, выставках, проектах

— привлечение к совместному творческому труду

— приглашение на «День открытых дверей»

— организация вечеров встреч, «круглых столов»

— совместное озеленение территории д/с

— совместные экскурсии

С желанием и охотой участвуют родители в проведении выставок совместных творческих работ. Здесь представляются поделки из природного материала, рисунки, книжки, изготовленные своими руками, причем и сказки, и рассказы также придуманы детьми и родителями. На родительских собраниях педагоги знакомят родителей с работой групп по экологическому воспитанию.
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника.

Эффективность работы по экологическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями. В рамках экологического образования наш детский сад сотрудничает с детской библиотекой, средней школой, культурно-досуговым центром «Колос», домом детского творчества «Гармония». Сотрудники библиотеки регулярно проводят с детьми мероприятия экологического характера (викторины, игры, конкурсы, знакомят с художественной и познавательной литературой о природе), проводятся взаимопосещения мероприятий с учащимися начальных классов , организуются совместные выставки, дети ежегодно принимают участие в районных конкурсах, которые проводит Дом Детского Творчества «Гармония».

Результатом работы по экологическому воспитанию является не только овладение определенными знаниями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать и облагораживать природу.

Педагогический коллектив нашего учреждения, наши воспитанники и их родители являются активными участниками конкурсов разного уровня. Это некоторые из наших достижений в конкурсах на экологическую тематику.

Наши достижения в области экологии

2014г.- окружной конкурс «Вторая жизнь мусора» — грамота 2 место,

2014г. – областной фестиваль экологических отрядов «Экобудущее»- диплом

2014г. – лауреат областного фестиваля детских творческих работ на экологическую тематику «Культпоход» — диплом

2015г. — окружной фестиваль – конкурс по экологическому воспитанию и образованию детей «Экология, Планета, Ребёнок» — сертификат

2015г. — окружной конкурс «Вальс цветов 2015» — грамота 1 место,

2015 г.- окружной конкурс «Чистый мир детям»- диплом победителя 3 место

2016г. – «Эколидер – 2015» — диплом победителя

По итогам работы 2014-2015 года наше структурное подразделение стало лучшим среди ДОУ Юго – Западного управления МОиН Самарской области.

Экологическое воспитание дошкольников – трудоемкий, многогранный процесс познания природы, представляющий собой формирование основных приоритетов экологической культуры путем тесного переплетения знаний, практической деятельности и духовного начала в каждом ребенке.

Добавить комментарий