Обучающий семинар ШМО учителей иностранных языков по теме: "Формы и методы использования ИКТ на уроках ИЯ в начальной школе" с презентацией

Скачать файл



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Гимназия № 97 г. Ельца»

Обучающий семинар методического объединения учителей иностранных языков на тему:

«Формы и методы использования ИКТ на уроках ИЯ в начальной школе»

Учитель: Голощапова Е.Н.

Дата проведения: 09.01.2014 г.

Елец, 2014

Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Обучающиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика:

— использование ИКТ способствует повышению качества знаний обучающихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей;

— использование ИКТ позволяет оптимально расходовать силы и средства педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания развития;

— использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса;

— ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания.

Использование ИКТ на уроках способствует эффективному решению таких педагогических проблем, как:

— развитие коммуникационных компетенций у всех школьников;

— сближение обучения в школе с повседневной жизнью общества;

— обогащение формального учебного материала, к которому имеют доступ школьники;

— включение в содержание образования освоение методов, специфичных для научной деятельности (например, метод проектов), широкое использование моделирования при изучении различных процессов и явлений и, в целом, овладение обучающимися информационной компетентностью.

Преподавание английского языка в младших классах имеет свою специфику. Необходимо, чтобы на каждом уроке дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий. Для создания такой обстановки необходимо постоянно поддерживать высокую активность каждого ребенка.

Практика показывает, что сделать обучение иностранному языку в начальных классах эффективным при нагрузке 2 часа в неделю, используя традиционные методики, довольно сложно. В решении этой проблемы может помочь использование информационных компьютерных технологий (ИКТ), которые открывают перед учителем иностранных языков поистине необозримые возможности и предлагают простые и удобные решения широкого круга задач, расширяют выбор материалов и форм учебной работы, делают уроки яркими и увлекательными, эмоционально и информационно насыщенными. Использование информационно компьютерных технологий, помогает зачастую решить проблему заинтересованности ребенка, помогает активизировать его деятельность на уроке.

Задав себе вопрос, как сделать урок ИЯ интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным, я поняла, что успех не только зависит от знания учителем предмета и от общей эрудиции педагога, но и в большей степени от способности на современном этапе преподавания ИЯ мыслить по-новому, внедрять новые информационные технологии, мультимедийные проекты, Интернет, медиаресурсы, обеспечивающие высокое качество подачи и контроля учебного материала.
Особое внимание я уделяю применению информационно-коммуникационных технологий. Наличие компьютера и мультимедийного проектора даёт мне техническую возможность проводить учебные занятия в соответствии с современными требованиями к уроку.

Качество усвоения учебного материала зависит от многих условий, среди которых важную роль играет контроль. Педагогический контроль направлен не только на определение степени соответствия приобретенных учащимися знаний и умений поставленной учебной цели, но и на управление познавательной деятельностью учащихся в целом. Для осуществления правильного, целенаправленного управления процессом обучения необходима обратная связь. Проверка знаний дает учителю информацию о ходе познавательной деятельности учащихся, о том, как идет усвоение, какие следует внести коррективы. Эту связь часто называют внешней обратной связью. При контроле получает информацию и сам ученик. Такую связь называют внутренней. Регулярный контроль воспитывает у детей привычку к систематическому труду в школе и дома, стимулирует систематическую подготовку ученика к уроку. Контроль знаний — это проверка знаний данного ученика, предусматривающая их оценку только по результатам его личной учебной деятельности

Существуют различные виды контроля: (слайд №2)

— текущий,

— периодический,

— итоговый,

— самоконтроль.

Назначение текущего (формирующего) контроля – проверка усвоения и оценка результатов каждого урока, постоянное изучение учителем работы всего класса и отдельных учеников. По результатам этого контроля учитель выясняет, готовы ли учащиеся к усвоению последующего учебного материала.

Отличительной особенностью текущего контроля является его проведение на всех этапах изучения темы или раздела: ознакомления с учебным материалом, формирования и развития знаний и умений, их закрепления и углубления. В процессе текущего контроля от учащихся можно требовать знания только на том познавательном уровне, какой предусматривается определенным этапом овладения учебным материалом. Для эффективного применения формирующего контроля необходимо применять разнообразные формы и средства проверки в их рациональном сочетании: фронтальные и индивидуальные, устные и письменные, рассчитанные на весь урок или его часть.

Периодический (тематический) контроль проверяет степень усвоения материала за длительный период (четверть, полугодие) или материала по изученному разделу отдельным учащимся и классом в целом, когда знания в основном сформированы, систематизированы. Данный вид проверки проводится обычно в сочетании с текущей проверкой.

Среди форм контроля можно выделить традиционные: (слайд № 3)

— устный опрос

— фронтальный опрос

— диктант

— контрольная работа

— самостоятельная работа

— практическая работа

— лабораторная работа

— зачет

— тест

— домашние контрольные работы

— самоконтроль

и нетрадиционные: (слайд № 4)

— головоломки

— ребусы

— кроссворды

— защита творческих работ и проектов

— урок-викторина

— урок-соревнование

— урок-экзамен («Смотр знаний»)

— урок-отчет

— урок творческих заданий

Система контроля по иностранному языку представления в таблице (слайд № 5):

Виды контроля

Подходы к контролю

Объекты контроля

Формы контроля

входной

информационно-констатирующий, диагностико-обучающий

степень сформированности языковых умений и навыков

диагностические тесты на определение уровня владения ИЯ (компьютерное тестирование)

текущий

диагностико-обучающий, рефлексивный

по блокам развития и формирования языковых речевых умений и навыков

презентация проектов, портфолио; тесты достижений (бланковые и компьютерные тесты самоконтроля и взаимоконтроля)

итоговый

диагностико-обучающий, информационно-констатирующий

уровень сформированности всех видов речевой деятельности

экзамен; компьютерное тестирование (тесты достижений); ЕГЭ по выбору (11 кл.)

В последнее время изучение английского языка с раннего возраста стало актуальным. Для успешного обучения необходимо создать благоприятные условия. Ранее школьное обучение английскому языку осуществляется на основе интуитивно-практического подхода. Трудность в том, что усвоение английского языка осуществляется в условиях искусственной языковой среды. Среди различных видов речевой деятельности при обучении английскому языку (говорение, чтение, аудирование, письмо, перевод) говорение и чтение играют доминирующую роль на уроке. Овладение чтением на уроках английского языка является сложным процессом. Реализация понимания при чтении возможна при наличии определенных факторов, определяющих этот процесс. Во-первых, ученик должен владеть определенным языковым материалом. Во-вторых, необходимо наличие определенных навыков и умений. На конкретных примерах я попытаюсь показать как организовать контроль чтения на начальном этапе обучения ИЯ.

На начальном этапе обучения можно использовать рисование, чтобы привлечь внимание к чтению. Использование рисования является нетрадиционной формой контроля. Здесь проверяется уровень понимания прочитанного. (слайд № 6)

Hugh and his family Celebrate Christmas every year.

They like this holiday.

They decorate a Christmas tree, invite their friends, buy gifts and send greetings cards.

Hugh and his mother make a huge cake, Hugh and his family have a party. They wear fancy costumes and give gifts.

Рисунок является отражением восприятия извлеченной информации ребенка. Он показывает степень сформированности языковых и речевых навыков. Младший школьник с желанием рассказывает о рисунке на английском языке. На начальном этапе в процессе формирования коммуникативных умений читать, целесообразно, использовать тесты с рисунками.

В качестве домашнего задания (с помощью учителя разбив текст на смысловые абзацы) можно предложить данные отрывки. Нарисованные к ним иллюстрации слабые ученики могут сопровождать определенными фразами из текста.

Здесь размещены рисунки учащихся к данным текстам .Данная работа позволяет ученикам не только развивать коммуникативные умения, но и формировать орфографические навыки.

В качестве контроля эффективно использование сюжетных картинок, которые после прочтения текста необходимо расположить в логическом порядке. Данную работу можно выполнять и индивидуально и группами.(слайд № 7 и 8 )

Вот один из примеров.

It is spring now. March, April and May are spring months. It is cool or warm in spring. The weather is fine.

It is summer. June, July and August are summer months. It is hot in summer. It is usually sunny.

It is autumn. September, October and November are autumn months. It is cool in autumn. It is often foggy. It is sometimes stormy. It is often rainy in autumn.

It is winter. December, January and February are winter months. It is sometimes snowy in winter. Trees and roads are white, too. In winter the days are short.

I. Прочитайте внимательно тексты. Какому животному, представленному на рисунках, соответствует текст загадки. (слайд № 9)

1. This animal has 4 legs. Its tail is long. It can be white, black and grey. It lives in the house.

2. This animal is small. It is not very brave. It is afraid of a wolf and a fox. It can be white and grey. It lives in the forest.

3. It is big and brave. It is brown. It lives in Africa. It is evil. It is dangerous.

Художник нарисовал несколько животных .Назовите животных, о которых идет речь в тексте (слайд № 10 )

. Hi, I am Hugh. On Sunday we did much in our home zoo. My father and my mother fed all the animals. I like our hamster and our guinea pig. I fed them and cleaned the cages. (слайд)

Представленные виды контроля понимания читаемого на начальном этапе обучения способствуют созданию положительного отношения к чтению английских текстов, активируют речемыслительные процессы, устанавливают благоприятный психологический климат. Следовательно, проведение такого вида контроля понимания чтения на начальном этапе обучения повышает интерес младшего школьника к изучению английского языка. Чтение – это не только средство обучения и контроля, но и удовольствие для обучаемых.

В настоящее время главной задачей учителей, становится обеспечение условий для широкой межпредметной интеграции и индивидуализации обучения. Использование ИКТ на уроках — достаточно новое для школы явление, способствующее выполнению поставленной задачи.

Сейчас предлагается большое количество медиа-продукции, которую можно использовать в своей работе, но не вся она отвечает тем требованиям, которые предъявляются учителями. Не всегда предлагаемый продукт помогает добиться поставленных целей. Собственный опыт применения компьютерных технологий на уроках, позволяет говорить о повышении познавательной активности учащихся, учебной мотивации и, в целом, формировании информационной компетентности обучающихся.

Очень эффективно подходит электронное приложение к учебнику Английский язык для 2 и 3 классов общеобразовательных учреждений. Оно является составной частью учебно-методического комплекта по Английскому языку для начального общего образования В.П. Кузовлева. Отличительная черта электронного приложения – соответствие структуры его построения структуре учебника. Основной элемент организации материла электронного приложения – электронный разворот, полностью тождественный развороту учебника. На электронном развороте в виде активных зон выделены наиболее важные компоненты содержания. Это превращает электронный разворот в своеобразный опорный конспект. Каждая из выделенных активных зон содержит разнообразные дополнительные мультимедиаресурсы: занимательные грамматические и лексические упражнения, развивающие игры, анимационные презентации грамматических явлений, электронный грамматический справочник, англо-русский словарь с иллюстрациями и звуковым сопровождением, видеоролики, демонстрирующие написание английских букв, проверочные тестовые задания, дополнительный материал страноведческого характера, красочные иллюстрации, слайд-шоу и многое другое. Всего электронное приложение включает более 600 мультимедиаресурсов. Такая тесная связь электронного приложения с учебником значительно расширяет, дополняет его содержание и облегчает их совместное использование в образовательном процессе.
Электронное приложение позволяет учителю проводить интересные уроки с использованием мультимедиаресурсов, повышать уровень мотивации учащихся, обучать по индивидуальной образовательной траектории, проводить мониторинг и контроль знаний учащихся с помощью тестовых заданий. Для обучающихся оно открывает возможность углубленного изучения предмета, самостоятельной оценки уровня знаний по предмету, подготовки докладов, рефератов и презентаций, подготовки к олимпиадам и различным конкурсам. 

Использование ИКТ в начальной школе позволяет не только повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя.
Применение ИКТ на уроках усиливает:

положительную мотивацию обучения

активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

  • продвигает ребенка в общем развитии

  • помогает преодолеть трудности

  • вносит радость в жизнь ребенка

  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);

  • обеспечивает наглядность;

  • привлекает большое количество дидактического материала;

  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Планирую и в дальнейшем активно использовать мультимедийные компьютерные технологии на различных уроках, т.к. вижу на практике, какую огромную роль они оказывают на совершенствование процесса обучения.

7

Добавить комментарий