Н. Вагнер «Облака». Ч. Айтматов «Когда тебе плохо». Интегрированный урок.

Скачать файл



Интегрированный урок литературного чтения и трудового обучения

2 класс

Тема: Н. Вагнер «Облака». Ч. Айтматов «Когда тебе плохо».

Цели; 1. Чтение новых произведений.

2. Совершенствовать технику и выразительность чтения, умение находить изобразительные средства языка.

3. Развивать воображение, фантазию, связную речь учащихся, обогащать их словарный запас. —

4. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения, любовь к природе.

Оборудование: 1 Репродукции с картин русских художников:

— А. Саврасов «Лосиный остров в Сокольниках»,

— В. Поленов «Московский дворик»,

— Ф.Васильев «Мокрый луг»,
— И. Левитан «Над вечным покоем»,

— Н. Рерих, из серии «Гималаи».

2. Песни:

— «Кораблики» В. Шаинский, Л. Яхнин,

— «Облака» В. Шаинский, С. Козлов.

3. Музыка Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна».

Ведущие образовательные технологии :

— гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили;

— приёмы проблемного обучения.

Ход урока.

1. Организационный момент. Активизация систем организма обоих полушарий: массаж ушных раковин.

II. 1) Речевая разминка.

— дыхательная гимнастика: вдох-выдох на счет 7.

— на одном выдохе: подуть на воображаемую пушинку,

на легкое облачко,

на тяжелую тучу.

2) Проверка домашнего задания.

— Чтение.

— Без чего не обходится гроза? – Загадка:

Нахмурится, насупится,

В слезы ударится –

Ничего не останется. (Туча)

III. 1) Чем туча отличается от облака?

Может ли облако превратиться в тучу? – Загадка:

Пушистая вата плывет куда-то:

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

На что приятнее смотреть: на тучу или на облако? Почему?

— Откуда появляются облака? Тучи?

2) Рассмотрите репродукции с картин русских художников (на доске).

Посмотрите на фотографии и репродукции, которые лежат у вас на столах. Какими вы увидели облака?

— Какова их форма? Цвет? На что похожи?

— Как вы думаете, почему они такие разные?

— Сравните состояние природы на земле с внешним видом облаков.

IV. 1) Облака привлекали к себе внимание не только художников, но и писате­лей, поэтов и композиторов.

Чтение учителем рассказа Н. Вагнера «Облака» под музыку Дебюсси «По­слеполуденный отдых Фавна»,

— Что увидел в облаках автор?

— Какие чувства испытывали вы, слушая музыку и рассказ? Почему?

2) Словарная работа.. Запись на доске:
зеленоватое ослепительно яркое
бесконечные громадные массы
безобразные — (подобрать синоним)
мантия приближаются

Значение какого слова не ясно? (мантия)

Кто сможет объяснить?

Знакомство со значением слова МАНТИЯ по «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова и Н. Ю. Шведова. г

3) Чтение рассказа учащимися про себя.

— Найдите изобразительные средства языка, использованные автором. При­ведите примеры.
эпитеты метафора
сравнение олицетворение

4) Выразительное чтение вслух

— О чем вы думаете, глядя на облака?

— Устают ли облака летать? Где они отдыхают?

— Есть ли у них родители? Кто?

— С кем дружат облака? О чем они говорят?

V. Физкультминутка.

Снятие напряжения, гармонизация систем организма, расслабление глаз, моз­га позвоночника.

Под музыку «превратились в облачка» — покачивания головы, перенос тяже­сти с ноги на ногу; потянуться к солнышку.

VI. 1) — Какое у вас сейчас настроение?

— А бывает плохое настроение? Что вы тогда делаете?

— А что советует делать автор?

— Чтение учащимися рассказа Ч. Айтматова «Когда тебе плохо» про себя ( подготовка к чтению вслух).

2) Выразительное чтение вслух: выразите интонацией своё согласие или несогласие с автором.

— Почему облака помогают, когда человеку плохо?

— О чем бы в этот момент вы поговорили бы с облаками

VII. 1) Я тоже люблю смотреть на облака. И вот однажды, глядя на них, я увидела целую картину (показ аппликации из ваты на голубом листе бумаги):

Что вы увидели?

— А какие облака видели вы?

2) — Сейчас и вы сделаете портрет своего друга-Облака или пейзаж из облаков.
— Но сначала вспомним правила техники безопасности при работе с клеем.
— Определим порядок выполнения работы
А) разместить кусочки ваты так, чтобы можно было узнать ваше Облачко—друга или картину из облаков;

Б)смазать клеем бумагу под ватой и вновь положить вату, придавливая ее; к листу бумаги.

3 ) Выполнение работы.

Учащиеся выполняют работу под песни «Кораблики», «Облака».

4) Просмотр работ. По желанию — взаимные подарки.

VIII. Итог урока.

Домашнее задание: сочинение на выбор: — Мои друзья – облака.

Путешествие с облачком.
Рефлексия: Сегодня на уроке я узнал …

Мне понравилось …

Я хочу …

Урок окончен.

Учитель: Сазнова Татьяна Евгеньевна.

Добавить комментарий