Методическая разработка «Индивидуальная работа баскетболиста в защите. Примерные упражнения. Методика обучения и совершенствования»

Скачать файл



Методическая разработка

педагога дополнительного образования

МБОУ ДОД "Районный центр дополнительного образования"

п.Плесецк, Архангельская область

Звозко Сергея Васильевича

«Индивидуальная работа баскетболиста в защите. Примерные упражнения.

Методика обучения и совершенствования»

ОГЛАВЛЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….4

    1. Психологичекие и физические требования при индивидуальной работе баскетболиста в защите. Индивидуальная защита в характерных ситуациях………….4

    2. Стойки и передвижения защитника………………………………………………………………..6

    3. Индивидуальная защита в характерных ситуациях……………………………….9

ГЛАВА 2. ПРИМЕРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ ЗАЩИТЫ В БАСКЕТБОЛЕ………………………………………………………………………………16

2.1.Обучение игровым приемам защиты………………………………………………16

2.2.Разновидности передвижений в защите…………………………………………..17

2.3.Приемы противодействия и овладения мячом……………………………………22

2.3.1.Вырывание мяча………………………………………………………………..22

2.3.2.Выбивание мяча………………………………………………………………..24

2.3.3.Перехват мяча…………………………………………………………………..29

2.3.4.Накрывание и отбивание мяча при броске……………………………………33

2.3.5.Взятие отскока………………………………………………………………….36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………42

ВВЕДЕНИЕ

Баскетбол — популярная спортивная игра. За свою более чем вековую историю он снискал огромное число почитателей во всем мире. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возмож­ностей привлекают к игре всевозрастающий интерес миллионов поклонников и у нас в стране.

Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (ос­тановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Про­тивоборство, целями которого являются взятие корзины сопер­ника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важ­ных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносли­вости. В работу вовлекаются практически все функциональные си­стемы его организма, включаются основные механизмы энерго­обеспечения. Достижение спортивного результата требует от игра­ющих целеустремленности, настойчивости, решительности, сме­лости, уверенности в себе, чувства коллективизма.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1.1. Психологические и физические требования при индивидуальной работе баскетболиста в защите. Индивидуальная защита в характерных ситуациях.

Эффективность защитных планов команды определяется индивидуальными способностями каждого игрока. К ним относятся скорость, быстрота мышления, агрессивность, желание, предвидение и приспособляемость. Нельзя сказать, что психологические аспекты защиты более важны, чем физические, или наоборот. Тем не менее, можно с полной уверенностью утверждать, что игрок, не удовлетворяющий психологическим требованиям, не будет удовлетворять и физическим требованиям защиты [4].

Психологические требования.

Желание и решительность. Если у игрока нет желания стать хорошим защитником и решительности в достижении этой цели, он никогда им не будет. Поскольку защита эмоционально беднее нападения, успех может обеспечить только большое желание игрока. Передвижения в защитной стойке и другие защитные упражнения являются тяжелой работой, а ее результаты, даже отличные, не вызывают аплодисментов у публики. Поэтому желание совершенствоваться является необходимым для работы [4].

Живость. Ты должен постоянно быть готовым и реагировать на любые неожиданности. Живой игрок – это игрок действующий. Его никогда не застанешь стоящим или дремлющим. Защитник должен остановить нападающего после его движения или предугадать его следующее движение и помешать осуществить задуманное [4].

Уравновешенность. Для эффективных действий в защите требуется уравновешенность. Взволнованный защитник становится легкой добычей уравновешенного нападающего [4].

Инициатива и агрессивность. Эти два качества тесно связанны друг с другом. При отсутствии агрессивности игрок не будет инициативным, и, если нападение инициативно и агрессивно, защите приходится трудно. Хотя некоторые игроки и более агрессивны от природы, это качество может быть улучшено поощрением. Насмешка, сарказм и публичные замечания в адрес менее агрессивных игроков могут породить лишь фальшивое чувство готовности к борьбе, которое не является постоянным и не может разумно использоваться [4].

Концентрация. Пока игрок защищается, он не должен позволять ничему отвлекать себя. Защита требует полного и нераздельного внимания. Немного отдохнуть можно позволить себе в нападение, но не в защите [4].

Уверенность. Защитник должен подавлять своего соперника. Если защитник не уверен или самоуверен, то не может проявить свои способности. Своими действиями нужно дать понять противнику, что ты его уважаешь, но не боишься. Это требует мужества, поскольку без него игрок не может быть по-настоящему уверенным [4].

Рассудительность. Она приходит через осознание своих собственных способностей и использования этих знаний против способностей соперника. Ты должен знать, когда можно рисковать и как использовать это против конкретного противника в соответствии со стилем нападения, счетом в игре, позиций на площадке и т.п. [4].

Физические требования при игре в защите.

Быстрота. Быстрота один из важнейших физическим качеств спортсмена. Конечно, хочется, чтобы баскетболист был высоким, но это преимущество без быстроты может быть легко нейтрализовано быстрым и относительно невысоким игроком противника [4].

Равновесие тела. Вес должен быть равномерно распределен на подошвы обеих ног. Пятки едва касаются пола. Ноги расставлены слегка шире плеч. Голову надо удерживать над средней точкой между ступнями ног и не опускать ее. Колени следует согнуть, спину выпрямить, бедра и ягодицы опустить, каждый сустав согнуть и расслабить [4].

Голос. Хорошая защита почти всегда разговаривает. Говори, чтобы предупредить партнера о заслоне или потенциальном заслонах, об оказании помощи в защите или о переключении на открытого игрока, для ободрения партнера, чтобы привести в замешательство противника, чтобы помочь себе и своим партнерам сохранить бдительность [4].

Рост и скорость. Их нужно рассматривать вместе из-за их отношения к другим факторам. Рост – понятие относительное, и меня интересует, как высоко игрок может играть, а не сколько в нем сантиметров. Есть игроки ростом 185 см, которые играют выше, чем игроки ростом 195 см. тем не менее, игроки высокого роста нужны, чтобы иметь возможность составлять соответствующие пары при разборе игроков противника. То же самое справедливо в отношении скорость и быстроты. Если игрок проворен и энергичен, отсутствие скорости может остаться незамеченным, и он будет казаться быстрее, чем есть на самом деле. С другой стороны, игрок, обладающий высокой скоростью, но не умеющий контролировать ее, не сможет быть достаточно эффективным в игре [4].

Держание подопечного до получения им мяча.

Труднее всего при обучении индивидуальным защитным действиям заставить игрока поверить в то, что он может облегчить себе задачу, если будет агрессивно и вдумчиво действовать до того, как его подопечный получит мяч [4].

Защита никогда не знает наверняка, что собираются предпринять нападающие. Более того, в современном баскетболе нападающие стали настолько накоротке с мячом, что почти невозможно помешать игроку сделать бросок, если дать ему возможность получить передачу в опасной зоне. И все же слишком многие игроки продолжают разрешать своим подопечным беспрепятственно получать мяч и лишь после этого начинают играть в защите [4].

Хотя полностью отреза своего подопечного от мяча и невозможно, защитник, действуя активно и внимательно, в силах значительно уменьшить число ситуаций, в которых его подопечный может получить мяч в опасной зоне [4].

Правильные действия в этот период облегчат твою задачу и в первом случае требующие изучения специфических приемов индивидуальной защиты

1.2. Стойки и передвижения защитника

Стойка баскетболиста в защите — это наиболее рациональное положение звеньев тела игрока для маневренных защитных дей­ствий, позволяющее эффективно препятствовать атакующим на­мерениям нападающего [13].

Разнообразие игровых ситуаций диктует существование несколь­ких разновидностей стоек. Их различие заключается в расположе­нии и работе ног и рук [13].

В технике защиты выделяют три вида стоек: стойка с па­раллельной постановкой стоп (параллельная); стойка с выстав­ленной вперед ногой и закрытая стойка [13].

Стойка защитника с параллельной постановкой стоп (параллельная) применяется для опеки нападающего с мячом или без мяча в дали от щита, когда нет непосредственной угрозы атаки и взятия корзины, а также при сопровождении перемещения соперника оперек площадки. Характерными для этой стойки являются расположение ног ступнями на одной линии чуть шире плеч с разворотом носками наружу и выставление в стороны-вниз незначительно согнутых в локтях рук. Масса тела равномерно распределе­на на обе согнутые ноги. Туловище слегка подано вперед. Положение головы и спины выпрямленное (рис. 28, а) [13].

В зависимости от угла сгибания ног в коленных суставах различают три разновидности параллельной стойки защитника: высо­кую (130—145°), среднюю (115—130°) и низкую (менее 115°). Степень сгибания ног определяется позицией, которую зани­жает защитник по отношению к своему щиту и мячу, а также характером оказываемого противодействия. Так, например, противодействие нападающему, ведущему мяч, всегда должно осу­ществляться в низкой стойке, а при опеке центрового игрока, атакующего спиной к щиту, нужно использовать высокую па­раллельную стойку [13].

Стойка защитника с выстав­ленной вперед ногой (рис. 28, б) применяется при опеке игрока, владеющего мячом, и предна­значена для предотвращения броска или прохода под щит [13].

В и. п. игрок занимает позицию между соперником и щитом. Одна нога, почти выпрямлен­ная, выставляется вперед с по­становкой стопы прямо (носком вперед), одноименная рука вы­тягивается вперед-вверх, пре­дупреждая ожидаемый бросок [13].

Сзади стоящая нога акцентирование согнута и ставится с разворо­том стопы носком наружу, а одноименная ей рука выставляется полусогнутой в сторону-вниз для противодействия ведению мяча в направлении, наиболее опасном для корзины. Масса тела рас­полагается преимущественно на сзади стоящей ноге. Голова под­нята, взгляд направлен вперед. Спина прямая [13].

Угол наклона туловища вперед и степень сгибания ног взаимо­связаны и определяются игровой ситуацией. Так, например, при опеке нападающего, овладевшего мячом на дальних подступах к корзине (на периметре трехочковой линии), защитник сильно наклоняется вперед и далеко вперед вытягивает одноименную с впередистоящей ногой руку. Таким образом, находясь максималь­но близко по отношению к сопернику, чтобы активно противо­действовать любым его атакующим действиям, защищающийся игрок в то же время располагается максимально далеко по отноше­нию к его центру тяжести, чтобы иметь пространство и время для пресечения внезапного скоростного прохода нападающего. В другой ситуации, когда соперник только что закончил ведение, защит­ник, максимально приблизившись к нему, полностью выпрямляется и, активно размахивая руками, мешает нападающему прицельно бросить или выполнить точную передачу своему партнеру [13].

Закрытая стойка. Применяется при активных формах защиты и отличается от других видов стоек близким расположе­нием защитника лицом к нападающему, выставлением вперед ближней к мячу ноги сбоку на уровне ног соперника и активным вытягиванием вперед одноименной руки для пресечения возмож­ной передачи. Другой полусогнутой рукой игрок контролирует рас­положение нападающего для своевременного предотвращения его маневра. При этом он постоянно должен держать в поле зрения мяч и опекаемого игрока, находиться в ус­тойчивом положении на согнутых, пружи­нящих ногах [13].

Основные ошибки при выполнении стоек защитника.

  1. Несоответствие в расположении рук и ног: в стойке с вы­ставленной вперед ногой поднята вверх разноименная с впереди-стоящей ногой рука, в параллельной стойке руки опущены вниз.

  2. Неустойчивое положение игрока: выпрямленные ноги; близ­кое (узкое) или слишком удаленное (широкое) расположение стоп по отношению друг к другу; в стойке с выставленной вперед но­гой стопы располагаются на одной линии и отсутствует разворот сзадистоящей ноги носком наружу, а в параллельной стойке — не на одной линии и отсутствует разворот обеих стоп носками наружу.

  3. Излишне закрепощены конечности: игрок лишен свободы маневренности.

4. Нерациональное расположение туловища и головы: тулови­ще вертикально (без адекватного ситуации наклона вперед), го­лова запрокинута назад или опущена; проекция плеч и головы находится за пределами точек опоры.

5. Опущен взгляд, или повернута в сторону голова: защитник не контролирует игровую ситуацию [13].

1.3. Индивидуальная защита в характерных ситуациях.

1. Защита в позиции крайнего нападающего:

А) без мяча. Если мяч у ближайшего игрока задней линии, защитник располагается на одной линии с крайним нападающим, лицом к нему так, чтобы можно было одновременно видеть крайнего нападающего и мяч. Он должен стоять достаточно близко к подопечному, размахивая одной рукой перед ним, чтобы помешать передаче. Другая рука и нога располагаются между подопечным и корзиной, чтобы помешать быстрому рывку нападающего к корзине. Если нападающий все же сделает такой рывок, защитник должен повернуться внутрь и рвануться к корзине, стараясь перехватить возможную передачу. Если мяч у дальнего игрока задней линии, защитник оттягивается к верхнему углу трапеции и старается не дать подопечному получить мяч при входе в круг области штрафного броска [13].

Б) с мячом. Если мяч у крайнего нападающего, защитник должен сместиться в сторону лицевой линии, размахивая дальней от лицевой линии рукой перед лицом нападающего и сохраняя равновесие, чтобы среагировать на любую попытку прохода к корзине. Игрок должен играть в соответствии с его способностями, забить мяч издали и пройти с ведением к корзине, но ближайшая к лицевой линии рука должна быть опущена вниз, а другая поднята вверх [13].

2. Защита в позиции игрока задней линии:

А) без мяча. Если мяч у другого игрока задней линии, отступите назад, в направлении круга области штрафного броска, и направьте руку на своего подопечного, а другую на мяч или на центрового игрока, в зависимости от ситуации. Обычно вторая рука направляется на мяч, но в некоторых случаях нужно направить ее на мишень для передачи [13].

Б) с мячом. Если ваш подопечный владеет мячом в зоне надежных бросков, держите его на расстоянии вытянутой руки, чуть сместившись в сильную сторону, располагаясь между ним и корзиной. Сближайтесь с ним осторожно, сохраняя равновесие. Будьте готовы к проходу, но опасайтесь и броска с места [13].

3. Защита в позиции центрового игрока:

А) без мяча. Главная задача – помешать центровому получить мяч в непосредственной близости от корзины. Чем дальше от корзины он будет получать мяч, тем лучше для защитника и его команды [13].

Хотя каждый игрок и должен играть в соответствии со своими способностями, как правило, когда центровой располагается в 5-6 м. от корзины, защитник должен играть чуть сзади от мяча, стараясь предотвратить передачу центровому ближней к мячу рукой. Если центровой занимает позицию в 3-4 м. от корзины, защитник располагается вплотную, смещаясь в сильную сторону, выдвинув ближнюю к мячу руку и ногу в позицию между мячом и подопечным, а другую руку и ногу между подопечным и корзиной. Когда же центровой находится ближе, чем в 3-х метрах от корзины, защитник обязан играть спереди, между центровым и мячом. Его позиция всегда определяется местом, которое занимает подопечный относительно мяча. Большая разница, владеет ли мячом крайний нападающий или игрок задней линии на дальней от мяча стороне площадки. Конечно, эти идеи базируются на предположении, что защитник примерно того же роста, что и центровой игрок [13].

Как бы то не было, когда защитник играя спереди, перед центровым, в праве рассчитывать на помощь со слабой стороны площадки при навесных передачах. Если нападение уводит игроков со слабой стороны, защитник должен быть очень осторожен и чаще располагаться между подопечным и корзиной, рассчитывая на помощь со стороны оттягивающихся игроков на сильной стороне площадки [13].

Б) с мячом. Когда центровой получит мяч, защитник быстро отступает от него на расстояние вытянутой руки в направлении корзины и легко смещается в силь­ную сторону. Держи одну руку вверху перед его лицом, а другую внизу, со стороны возможного про­хода, если он повернется к кор­зине. Защитник обязан прикрыть лю­бого проходящего к корзине игро­ка, если он окажется открытым, и блокировать своего подопечного при движении к корзине после броска [13].

4. Держание дриблера. Самая важная задача защитника при дер­жании дриблера — оттеснение его в сторону от корзины. Защитник должен играть в низ­кой стойке, передвигаясь пристав­ными шагами возле подопечного. При этом нельзя перекрещивать ног, кроме тех случаев, когда дриблер обошел защитника и послед­ний должен сделать рывок, чтобы восстановить позицию. Необходимо сохранять равновесие и не накло­няться глубоко вперед [13].

Выбивать мяч нужно движением снизу вверх ближней к мячу рукой. Это исключит фолы и поможет защитнику сохранить равновесие [13].

5. Держание передающего или выполняющего рывок игрока. После передачи мяча нападающий сразу же становится опасным из-за потенциальной возможности сде­лать рывок к корзине. Если за­щитник расслабится, повернет­ся, чтобы посмотреть на мяч, или выпрямит ноги, нападающий мо­жет получить преимущество при рывке к корзине [13].

После передачи защитник должен немедленно сделать два или три шага назад и в сторо­ну мяча, когда передача сделана вправо или влево. Нельзя те­рять подопечного из поля зре­ния и выпрямляться. Надо раз­вернуться, открывшись к мячу, одну руку направить на мяч, а другую на подопечного [13].

Перед передачей надо постарать­ся закрыть наиболее опасные на­правления для передач, после пе­редачи — закрыть наиболее опасные направления для рыв­ков. Самая опасная передача в большинстве слу­чаев — это быстрая передача толч­ком, поскольку навесные передачи или передачи с отскоком от пола требуют немного больше времени. Но нападающий опасен после пе­редачи любого вида [13].

Как и в других ситуациях, от защитника требуется хоро­ший расчет и знание особенно­стей игры подопечного [13].

6. Держание потенциального бьющего. Когда подопечный оказывается в позиции, где он может угрожать броском, надо приложить все усилия, чтобы сни­зить точность броска и помешать подопечному выйти в еще более удобную позицию [13].

Если он уже использовал ведение, и угроза прохода с мя­чом миновала, надо играть так плотно к нему с сильной стороны, чтобы почти полностью исклю­чить возможность броска [13].

Защитник не должен отры­вать ног от пола, пока мяч или игрок с мячом не окажутся в воз­духе. У хорошего защитника редко возникает возможность эффек­тивно блокировать бросок под­опечного, поскольку он никогда не попадает в ситуацию, когда это необходимо. Блокировка нуж­на при переключении на бью­щего игрока, оставшегося непри­крытым, или после твоей ошиб­ки, когда ты должен рисковать, поскольку твой подопечный остал­ся неприкрытым и угрожает кор­зине [13].

Нельзя блокировать бросок движением руки сверху вниз, будь это бросок в движении, в прыжке, крюком или с места. Бло­кировка должна осуществляться движением кисти в сторону или иногда даже вверх с целью откло­нить траекторию полета мяча и за­крыть поле зрения бьющему. Это существенно уменьшает вероят­ность получения персонального за­мечания и повышает шансы защит­ника на успех [13].

При попытках блокировать бро­ски в движении надо исполь­зовать ближнюю к нападающему руку и избегать контакта с ним телом [13].

7. Защита при заслонах. Бре­мя ответственности в защите при разных видах заслонов лежит на игроке, опекающем нападающего, ставящего заслон. Конечно, каж­дый защитник должен быть го­тов к встрече с заслонами там, где их применение немедленно созда­ет угрозу взятия корзины [13].

Защитник, держащий игрока, ставящего заслон, должен ясно предупредить партнера о потен­циальной возможности его по­становки. Партнер должен выста­вить одну руку в направлении на­иболее вероятной постановки засло­на. Когда нападающий двигается в сторону от мяча, опекающий его защитник обязан предвидеть воз­можность обратного рывка и предупредить любого партнера на пути движения о возможном засло­не. Я считаю, что нельзя извинить игрока, попавшегося на заслон в этой ситуации, поскольку это оз­начает, что он неправильно вы­брал защитную стойку и дистан­цию [13].

Когда нападающий приближа­ется сбоку, чтобы отсечь тебя за­слоному ты обязан повернуться в его направлении и сделать шаг назад, обходя его сзади [13].

Игрок, ставящий заслон, и опекающий его защитник пере­грузят сильную сторону и за­труднят немедленный проход к кор­зине из-за заслона, пока ты об­ходишь его сзади [13].

Поворот в направлении потен­циального заслоняющего и шаг назад позволят тебе избежать заслона или облегчат переклю­чение и оставят в хорошей по­зиции, чтобы прикрыть напа­дающего, выполняющего поворот и рывок к корзине после постанов­ки заслона [13].

Очень важно правильно дер­жать игрока с мячом, который ста­новится потенциальным передаю­щим для освободившегося с по­мощью заслона партнера. Пока у игрока нет мяча, он не может по­вредить твоей команде. Закрывай прямые передачи. Пусть против­ник использует навесные или с отскоком от пола. Они требуют больше времени, и навесную передачу легче перехватить оття­нувшемуся с дальней стороны за­щитнику [13].

8. Размен или переключения. Поскольку нашей основной защи­той является личный разбор иг­роков противника в соответ­ствии с их индивидуальными осо­бенностями, я придерживаюсь тео­рии, которая допускает переклю­чения лишь в случаях крайней необходимости и требует обратного переключения, как только это станет безопасным. Оба защитника должны при этом переговариваться, причем тот, кто первым увидит необхо­димость переключения, обязан громко и ясно сказать об этом. Другой игрок должен ответить ему и переключиться, независимо от того, считает ли он это необхо­димым в данной ситуации или нет [13].

Нельзя переключаться ради эко­номии движений. Это надо делать только для улучшения положения защиты и предупреждения взятия корзины противником [13].

  1. Проскальзывания. Обычно они выполняются, когда твой подопечный владеет мячом, а другой нападающий проходит вплотную сзади или снаружи от него. В этом случае сделай шаг назад и дай своему партнеру возможность проскользнуть между тобой и твоим подопечным. Партнер должен размахивать при проскальзыва­нии ближней к игроку с мячом рукой, чтобы помешать броску. Как только твой партнер про­скользнет за своим подопечным, восстанови позицию на расстоя­нии вытянутой руки от игрока с мячом [13].

  2. Защита при выполнении нападающими специфических вза­имодействий.

а) Два игрока задней линии. Оба защитника действуют в со­ответствии с описанными выше правилами держания игрока зад­ней линии с мячом и без мяча. Когда один из игроков задней линии сделает передачу центро­вому, оба защитника должны от­ступить в его направлении. Ес­ли игроки задней линии вы­полняют скрестный проход, мы обычно переключаемся, но не раньше того момента, когда смо­жем коснуться рук друг друга, и не разрешаем ни одному из напа­дающих пройти между нами. Если один из них сделает финт на скрестный проход, а затем рванется обратно, мы должны быть готовы к этому, не приступая к переключе­нию. Мы должны предвидеть воз­можность переключения при скрест­ном проходе, но не переклю­чаться, пока он не состоится [13].

Если игрок задней линии пе­редает мяч крайнему нападающему и уходит в другую сторону, опе­кающий его защитник должен предупредить своего партнера о заслоне и быть готовым к пере­ключению. Он должен быть го­товым также и к потенциальному заслону, который может попытать­ся установить крайний напа­дающий с мячом, используя ве­дение. При этом мяч, как правило, передается из рук в руки игроку задней линии, проходящему сна­ружи [13].

б) Игрок задней линии и край­ний нападающий. Оттянутая за­щитная позиция на слабой сто­роне площадки исключает необ­ходимость переключений, а вот защита на сильной стороне тре­бует обсуждения. Если игрок задней линии передает мяч к край­нему нападающему и проходит сна­ружи от него, защитники должны использовать проскальзывание, как это описано выше, или тот, кто держит проходящего, обходит за­слон и своего партнера" сзади. Про­скальзывание все же лучше, особен­но если нападающие передают мяч из рук в руки [13].

Если игрок задней линии пе­редает мяч крайнему нападающе­му и двигается для постановки внутреннего заслона, ты обязан предупредить партнера. Ему надо повернуться в направлении заслона, как описано выше, но вы оба должны быть готовы к переключению, если это станет необходимым [13].

В любой момент игрок, задней линии, или крайний нападаю­щий, может передать мяч центро­вому игроку, что послужит сигна­лом для скрестного прохода мимо него. В этом случае, как правило, применяются переключения [13].

11. Защита под щитом или подбор в защите. Подбор в защите основан на многих принципах, обсуждавшихся при рассмотрении приемов нападения. Они требуют предположения, что каждый бро­сок будет неудачным, расчета, вытя­гивания рук вверх при броске, выхода в нужную позицию, лов­лю мяча в высшей точке прыжка и сохранения равновесия. При броске со средней или дальней дистанции защитник, держащий бьющего игрока, де­лает шаг назад и позволяет под­опечному начать движение. Если тот начинает двигаться наружу, защитник делает поворот назад на стоящей снаружи ноге, застав­ляя соперника двигаться при обходе по более длинному пути, и сразу же идет на подбор. Если тот начинает проход внутрь, защитник делает поворот вперед на стоящей внутри ноге и сразу же идет на подбор [13].

Под щитом команда может ов­ладеть мячом чаще, чем в других ситуациях, и нам надо быть гото­выми к этому [13].

12. Защита при численном пре­восходстве противника. Основная задача защитников при численном превосходстве нападающих в рай­оне корзины — противодействие броску с близкой дистанции до подхода партнеров и восстановле­ния численного равновесия [13].

Поскольку ситуации — двое против одного и трое против двух— самые трудные, я остановлюсь только на них. В силу того что каждый защитник обязан действо­вать энергично, пока противник владеет мячом, численное превос­ходство нападающих не может длиться более двух-трех секунд. Если оно длится дольше, значит, кто-то бездельничает и должен быть посажен на скамейку запас­ных [13].

а) Двое против одного. Защит­ник поворачивается так, чтобы видеть одновременно обоих напа­дающих, и старается остановить игрока с мячом прежде, чем он до­стигнет линии штрафного броска. Этого можно добиться, используя финты и крики, но нужно быть очень осторожным и не пропустить передачу второму нападающему под корзину. Поскольку в этой ситуации игрок без мяча более опасен, защитник должен быть уверен, что успеет прикрыть его. Конечно, если игрок чересчур без­заботен в обращении с мячом, использует высокое ведение и дале­ко отпускает мяч от себя, быстрый защитник может попытаться ото­брать мяч [13].

Рука и нога со стороны второ­го нападающего должны быть от­ставлены назад. При любой оста­новке игрока с мячом защитник обязан быстро отступить и при­крыть второго нападающего при его проходе к корзине [13].

Главная задача — не дать забить из-под корзины.

б) Трое против двух. В этой ситуации я предпочитаю защитную расстановку тандемом, с передним игроком перед линией штрафного броска, а задним перед корзиной. При этом, желательно чтобы пе­редний игрок был более быстрым, а задний более высоким [13].

Передний защитник старается остановить игрока с мячом на вершине круга области штрафного броска, слегка сместившись в его сильную сторону. Он блефует и кричит нападающему, но остается в равновесии. После передачи передний защитник поворачивает­ся, открываясь в направлении пе­редачи, и быстро смещается к третьему нападающему, выходяще­му к корзине с другой стороны площадки, не упуская из виду и возможную обратную передачу среднему игроку. Другими словами, после передачи он немедленно от­вечает за двух игроков без мяча. Задний игрок располагается в метре перед корзиной, не позволяя вытянуть себя из этой позиции. Его единственная обязанность — прикрыть проходящего, которому средний игрок сделает передачу, и не дать ему легко выполнить бросок [13].

ГЛАВА 2. ПРИМЕРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ ЗАЩИТЫ В БАСКЕТБОЛЕ

2.1. Обучение игровым приемам защиты.

Приемы игры в защите направлены на противодействие напа­дающей команде. Основная цель игры в защите — прервать атаку соперника и овладеть мячом до его броска в корзину. Защитник дол­жен постоянно стремиться занять необходимую позицию для пред­отвращения выхода нападающего к щиту или на выгодное для развития атаки место. Не менее значимо также умение игрока пре­пятствовать передачам и ловле мяча, ведению и броскам мяча. Со­ответственно технику защиты подразделяют на две основные группы: 1) техника передвижений; 2) техника противодействия и овладения мячом [3,5,6,8,11,16,17,20].

Обучение технике защитной стойки и передвижений следует на­чинать параллельно с изучением техники игры в нападении. Необхо­димо добиваться умелой позиционной игры защитника, т. е. раз­вивать его способность занимать нужную по игровой ситуации стойку и хорошо маневрировать, выбирая наиболее рациональные в дан­ный момент способы передвижений. Кроме того, стойки и пере­движения в защите используют непосредственно в процессе обуче­ния действиям в нападении. Благодаря включению этих элементов техники защиты в задания для совершенствования ловли и передач мяча, ведения и бросков мяча занимающиеся учатся преодолевать пассивное, а затем активное противодействие соперников [3,5,6,8,11,16,17,20].

Активным приемам противодействия и овладения мячом обучают по мере усвоения учащимися конкретных приемов нападения, руко­водствуясь положением о том, что созидательная деятельность всегда отличается большей сложностью по отношению к разру­шительной. К тому же технический арсенал нападающего значи­тельно шире и разнообразнее, чем защитника. А приемы защиты более универсальны и достаточно эффективны в различных игро­вых ситуациях при старательном и правильном их выполнении [3,5,6,8,11,16,17,20].

Следовательно, обучению контрприемам должно предшествовать усвоение занимающимися основ техники нападения. Только уверен­ное, безошибочное исполнение отдельных действий нападающим дает педагогу право перейти к обучению адекватным приемам активного противодействия со стороны защитника. В связи с этим целесообразно обучать:

  1. вырыванию мяча после освоения держания и ловли;

  2. выбиванию мяча после освоения ловли, передач и ведения;

  1. перехватам мяча после освоения ловли, передач и ведения;

  2. накрыванию и отбиванию мяча после освоения бросков;

  3. взятию отскока (овладению мячом в борьбе за отскок) на своем щите после освоения бросков и добивания [3,5,6,8,11,16,17,20].

Такая последовательность обучения приемам защиты соответ­ствует содержанию, структурным особенностям и самой логике игры в баскетбол. Она позволяет постепенно подвести занимаю­щихся к эффективному использованию всего приобретенного ими технического арсенала в условиях игрового соревновательного про­тивоборства [3,5,6,8,11,16,17,20].

2.2. Разновидности передвижений в защите.

Характер и направление передвижений в защите преимуще­ственно зависят от действий нападающего. На современном этапе развития игры наблюдается тенденция активизации защитных дей­ствий. Она, в частности, проявляется в том, что игроки команд, использующие активные формы борьбы, стремятся перехватить инициативу у нападающих при переходе к защитным действиям. При искусном использовании разновидностей стоек и передви­жений в защите становится возможным диктовать (провоциро­вать) развитие атаки в нужном направлении, чтобы разрушить ее благодаря агрессивным индивидуальным действиям, наигранным групповым и командным взаимодействиям. Следовательно, мож­но говорить о некотором смещении акцентов в игре защитника: не противодействие в ответ на действие нападающего, а упреждающее защитное действие, вынуждающее нападающего сыграть определен­ным образом [3,5,6,8,11,16,17,20].

В защите используют все способы передвижений, которые при­меняют при нападении: разновидности ходьбы и бега, остановок, поворотов, прыжков. Соответственно нет принципиальных разли­чий и в технике их исполнения. Ходьбу и медленный бег применя­ют, противодействуя пассивной игре нападающего; бег спиной впе­редпри переходе от нападения к защите; рывки — при стреми­тельной атаке соперника или для максимально быстрого восста­новления защитных позиций, а также при перехватах мяча. Пере­численные способы передвижений защитник чередует с останов­ками и поворотами, совершаемыми по ситуации. Прыжки толч­ком одной или двумя ногами используются при попытках воспре­пятствовать броскам мяча соперника либо для овладения мячом при перехватах и борьбе за отскок на щите [3,5,6,8,11,16,17,20].

Специфическими в арсенале техники защитника являются пе­редвижения приставными шагами и так называемый скрестный шаг-скачок [3,5,6,8,11,16,17,20].

Приставные шаги используют как в параллельной стойке за­щитника при сопровождении игрока, так и в стойке с выставлен­ной вперед ногой при перемещениях защитника в переднезаднем Направлении для накрывания броска или противодействия про­ходу нападающего. Особенность передвижений приставными ша­гами заключается в том, что игрок выполняет их на постоянно согнутых ногах, мягкими «кошачьими» шагами, без подпрыгива­ний. Первый шаг совершает ближайшая к направлению движения нога, а затем скользящим переступанием приставляется другая. Защитник после каждого приставного шага приходит в устойчи­вое исходное положение [3,5,6,8,11,16,17,20].

Скрестный шаг-скачок позволяет обороняющемуся игроку опе­ративно переместиться по площадке на небольшом расстоянии. Он используется для быстрой смены позиции в ответ на переме­щение мяча или чтобы неожиданно преградить путь совершающе­му проход нападающему (без нарушения правила блокировки). Исполнению скрестного шага-скачка присущ взрывной характер движений. Прием выполняется невысоко над площадкой, без зна­чительных колебаний положения общего центра тяжести. Защит­ник, находясь в параллельной стойке на согнутых ногах, мгновен­но переносит массу тела на переднюю часть ближней к направле­нию перемещения стопы и мощно отталкивается в сторону. В безо­порной фазе он совершает скрестное движение дальней к направ­лению скачка ногой. И, приземляясь на нее, быстро выставляет толчковую ногу, приходя в устойчивое и. п. (на согнутых ногах с параллельным расположением стоп). Не менее эффективно при­менение скрестного шага-скачка в движении, когда ему пред­шествуют передвижения защитника приставными шагами.

Разновидностям передвижений в защите необходимо обучать од­новременно с овладением стойками. Методика обучения универсаль­ным для нападения и защиты способам передвижений: разновид­ностям бега, остановкам, поворотам, прыжкам — подробно пред­ставлена ранее (см. «Основные способы передвижений в нападе­нии»). Вышеизложенный материал легко адаптировать к процессу обучения основам техники защиты [3,5,6,8,11,16,17,20].

Учитывая монотонность, характерную для выполнения упраж­нений из данного раздела техники, рекомендуется в процессе их изучения широко использовать игровой метод. Первостепенное внимание следует уделять овладению техни­кой передвижений приставными шагами, которые составляют ос­нову действий защитника [3,5,6,8,11,16,17,20].

Обучение передвижениям приставными шагами.

  1. Объяснение и показ.

  2. Выполнение приема в соответствующих стойках защитника: вперед, назад, в сторону по разделениям (с подсчетом педагога).

  3. Выполнение разновидностей приема в целом при прямоли­нейном движении.

  4. То же, но в сочетании со скрестным шагом-скачком по ходу передвижений или в их завершение.

  1. То же, что в упр. 3 — 4, но с изменением направления движения по ориентирам (разметка площадки и т. п.).

  2. То же, но чередуя направление и способы передвижений на отдельных участках площадки.

  3. То же, но по звуковым и зрительным сигналам.

  4. То же, но с изменением скорости перемещений.

  5. Челночные перемещения в стойках защитника по ориентирам с изменением направления и скорости движения.

  1. Зигзагообразные перемещения вдоль площадки в коридоре шириной 2,5 — 3 м с касанием ограничительных линий ближней по отношению к ним рукой.

  2. Выполнение разновидностей приема в целом в ситуации противодействия пассивным перемещениям нападающего без мяча, с мячом.

12. То же, но в ситуациях активного противоборства с нападающим, владеющим мячом, в игровых заданиях: «1×1 в коридоре», «2х1 по всей площадке» и т.п.

  1. Выполнение разновидностей приема в различных сочетани­ях с другими способами передвижений в эстафетах и подвижных играх: «Не пропусти дриблера», «Вратарь» и т.п.

  2. То же, но в условиях игрового противоборства на одну или две корзины: 1×1, 2×2, 3×3 и т.д.

  3. Воспроизведение вариантов передвижений в сочетании с другими защитными приемами (по мере освоения техники защи­ты) в подготовительных и учебных играх [3,5,6,8,11,16,17,20].

Организационно-методические указания.

  1. Выполнение приема по разделениям осуществлять с исполь­зованием фронтального или проходного метода по команде педа­гога: «И — раз, и — два» (на «и» — переступанием отставить одну ногу, на «раз» — прийти в и.п., приставляя другую, и т.д.).

  2. В качестве ориентиров для смены направления и скорости передвижений использовать разметку площадки: трехочковую дугу и т.п.; в качестве звуковых сигналов — свисток, хлопок в ладони, голос педагога или партнера; а в качестве зрительных — различ­ное положение рук педагога или мяча, начало движения партне­ра, соперника или мяча.

  3. При выполнении разновидностей передвижений приставными шагами в целом:

  1. начинать движение из соответствующей стойки защитника: вправо или влево — из параллельной стойки; вперед или назад — из стойки с выставленной вперед ногой;

  2. первый шаг осуществлять впередистоящей по направлению движения ногой;

  3. после выполнения приставного шага приходить в устойчивое двухопорное положение, соответствующее исходной стойке за­щитника;

  4. передвигаться на согнутых ногах без чрезмерного закрепоще­ния, массу тела располагать на передней части стоп;

  5. «скользить» по площадке без подпрыгиваний и вертикально­го колебания общего центра тяжести;

  6. смотреть перед собой; сохранять положение головы, тулови­ща, рук, характерное для данной стойки защитника.

4. При выполнении скрестного шага — скачка:

— в и. п. находиться на согнутых и «заряженных» ногах, обеспе­чивающих последующий взрывной характер отталкивания;

  1. своевременно и быстро начинать отталкивание, упреждая действия соперников;

  2. совершать «стелющийся» скачок на согнутых ногах, без зна­чительных колебаний над площадкой общего центра тяжести;

  3. максимально быстро приходить в устойчивое двухопорное положение в готовности к дальнейшим защитным действиям; со­хранять оптимальную дистанцию с опекаемым нападающим пос­ле приземления (не нарушать правила блокировки).

  1. При противодействии нападающим ориентировать занимаю­щихся на своевременное начало движения и сохранение необхо­димой дистанции: игрока без мяча на стороне мяча опекать плот­но; игрока с мячом, не использовавшего ведение, держать на ди­станции вытянутой вперед руки, как и дриблера.

  2. Для закрепления техники передвижений включать сочетания их разновидностей в эстафеты и подвижные игры: «Салки», «Пят­нашки с мячом» и т. п., регламентировать и постепенно увеличи­вать активность противодействия в парах.

  3. В подготовительных и учебных играх требовать от занимаю­щихся воспроизведения сочетаний передвижений, адекватных занимаемой защитной позиции и конкретным игровым ситуа­циям [3,5,6,8,11,16,17,20].

Основные ошибки при выполнении передвижений приставными шагами.

  1. Нерациональное положение звеньев тела в и. п. или после приставного шага: опущена голова или руки, туловище сильно наклонено вперед или назад; полностью выпрямлены ноги.

  2. Передвижения осуществляются на всей стопе, а не на перед­ней ее части: игроку приходится тратить дополнительное время для начала или возобновления перемещений.

  1. Большие колебания (вверх-вниз) общего центра тяжести: игрок подпрыгивает, а не «скользит» по площадке.

  2. Скрещивание ног: игрок начинает приставной шаг дальней по направлению движения ногой, что ведет к приходу в неустой­чивое положение и последующему позиционному проигрышу на­падающему.

  3. Потеря равновесия: стопы после выполнения приставного шага располагаются слишком близко друг к другу или приставля­ющаяся нога переставляется за вышагивающую [3,5,6,8,11,16,17,20].

2.3. Приемы противодействия и овладения мячом.

К технике противодействия и овладения мячом относятся: вы­рывание, выбивание и перехват мяча, накрывание и отбивание мяча при бросках, взятие отскока на своем щите [3,5,6,8,11,16,17,20].

Эти приемы изучаются после овладения занимающимися тех­никой соответствующих приемов нападения [3,5,6,8,11,16,17,20].

2.3.1. Вырывание мяча.

Вырывание мяча осуществляется в ситуации, когда нападаю­щий несколько ослабил контроль над мячом. Наиболее подходя­щим для этого считается момент опускания мяча вниз после ов­ладения им (при ловле, передаче или взятии отскока), а также момент поворота спиной к атакуемой корзине после прерванного ведения. Сблизившись с соперником, защитник должен обхватить мяч руками как можно глубже (одной сверху, другой снизу) и сделать резкое движение на себя с одновременным поворотом туловища в сторону опорной ноги. Поворот мяча вокруг горизон­тальной оси облегчает преодоление сопротивления противника [3,5,6,8,11,16,17,20].

Прием изучается после обучения занимающихся технике держа­ния и ловли мяча в нападении [3,5,6,8,11,16,17,20].

Обучение вырыванию мяча.

  1. Объяснение и показ.

  1. Выполнение приема при пассивном сопротивлении сопер­ника: в и. п. оба игрока удерживают мяч, стоя на месте.

  2. То же, но после совершения нападающим поворота или по­воротов на месте.

  1. То же, что в упр. 2, но в момент овладения мячом нападающим:

  1. после обхвата лежащего или катящегося от партнера мяча;

  2. после собственного подбрасывания мяча нападающим вверх над собой, ловли его в прыжке и опускания до уровня груди или Пояса;

  1. после отскока мяча, предварительно направленного игроком в щит;

  1. после прекращения игроком ведения мяча;

  1. после передачи мяча партнером по заданной траектории на­падающему, стоящему на месте или совершающему остановку.

  1. Вырывание мяча из рук соперника при его активном проти­водействии: в и. п. оба игрока обхватили мяч в положении стоя, стоя на коленях или сидя на полу и т. п.

  2. То же, но в и. п. мяч лежит на площадке между двумя игрока­ми: по сигналу педагога они стремятся обхватить и вырвать его друг у друга.

  3. То же, но после рывка на 3 — 5 м из различных и. п. (стоя, сидя, лежа на полу и т. п.) для овладения летящим или катящим­ся мячом.

  4. Борьба за мяч без ограничений активности после ловли его нападающим (мяч передается партнером) и обхвата защитником, выскочившим из-за спины соперника.

  5. То же, но после последовательного или одновременного об­хвата мяча двумя игроками при отскоке от щита (мяч в щит посы­лает третий игрок или педагог).

  1. Выполнение приема в целом с последующим после овладе­ния мячом переходом к заданным нападающим действиям: пере­даче партнеру в отрыв, дистанционному броску по корзине, про­ходу-броску и т.д. (по мере освоения техники игры).

  2. То же, но в подвижных играх: «Борьба за мяч без правил», «Регби по упрощенным правилам» и т. п.

  3. Воспроизведение вырывания мяча в условиях игрового про­тивоборства [3,5,6,8,11,16,17,20].

Организационно-методические указания.

  1. Предварительно обучить держанию и глубокому обхвату мяча.

  2. Во всех упражнениях стимулировать развитие быстроты реак­ции при овладении мячом, используя различные и. п. и неожи­данные стартовые сигналы (голос, хлопок, появление из-за спи­ны мяча и т. п.) для начала активных действий.

  3. Задавать домашние задания на развитие силы кистей: упраж­нения с теннисным мячом, кистевым эспандером и т. п.

  4. Обучение приему начинать в ситуации пассивного противо­действия нападающего, владеющего мячом на месте; по мере ос­воения техники вырывания изменять и.п., варьировать игровые ситуации и степень противодействия соперника.

  5. При выполнении приема:

— быстро реагировать на положение мяча;

  1. обхватывать мяч глубоко, накладывая одну руку сверху, а другую снизу;

  2. одновременно с рывком мяча на себя поворачивать его во­круг горизонтальной оси; [3,5,6,8,11,16,17,20]

      1. Выбивание мяча.

Выбивание мяча — один из наиболее часто используемых при­емов при игре в защите, позволяющий с большой эффективно­стью овладеть мячом. Особую значимость данный прием приобрел в современном баскетболе в связи с новой трактовкой отдельных пунктов правил игры, допускающих при выполнении выбивания мяча контакт с рукой нападающего. Выбивание мяча в игре выполняют из рук соперника или при ведении мяча [3,5,6,8,9,11,16,17,20].

Выбивание мяча из рук соперника осуществляется, как прави­ло, после активного противодействия владению мячом за счет не­глубоких выпадов к нападающему и возвращению обратно в и.п., сопровождающихся движением вытянутой вперед рукой. В удоб­ный момент следует короткий удар по мячу сверху или снизу ки­стью с плотно прижатыми пальцами. Наиболее эффективным при­нято считать выбивание снизу в момент ловли мяча нападающим, в частности при приземлении после овладения мячом в прыжке и недостаточном его укрывании (рис. 30) [3,5,6,8,9,11,16,17,20].

Прием изучается после обучения ловле мяча двумя руками на ме­сте и в прыжке, а также разновидностям передач [3,5,6,8,9,11,16,17,20].

Выбить мяч можно и сбоку по отношению к сопернику бли­жайшей к нему рукой, передвигаясь на одинаковой с ним скоро­сти (рис. 32). При этом также необходимо предварительно

направить дриблера вдоль боковой линии и сравняться с ним в быстро­те перемещения [3,5,6,8,9,11,16,17,20].

Обучение выбиванию мяча из рук соперника.

  1. Объяснение и показ.

  2. Выбивание мяча снизу и сверху из рук неподвижно стоящего нападающего.

  3. То же, но в момент ловли мяча нападающим от партнера на месте.

  4. То же, что в упр. 2, но после активных выпадов и перемеще­ния в сторону мяча в ответ на его укрывание нападающим в за­данном направлении.

  5. То же, но после поворотов нападающего на месте в указан­ном направлении и с заданной амплитудой.

  6. Выполнение приема в момент ловли мяча нападающим в дви­жении.

  7. Выполнение приема в момент опускания мяча нападающим вниз после его ловли в прыжке:

  1. после собственного подбрасывания мяча вверх над головой;

  2. после навесной передачи партнера;

  3. после передачи-отскока мяча от щита.

  1. Выполнение приема в ситуации группового отбора: 2 х 1 и 3×1.

  2. Многократное выполнение приема в подвижных играх: «Не давай мяч водящему», «Борьба за мяч», «10 передач» и т.п.; по команде педагога: «Замри!» — игрок с мячом прекращает движе­ние и лишается права передавать его партнерам по команде, но может выполнять повороты на месте.

  1. То же, но при неограниченной активности нападающих и защитников.

  2. Выполнение разновидностей приема с последующим овла­дением мячом и переходом к нападающим действиям (по мере освоения техники игры).

  3. То же, но в условиях игрового противоборства в трениро­вочных упражнениях и учебных играх [3,5,6,8,9,11,16,17,20].

Обучение выбиванию мяча при его ведении.

  1. Объяснение и показ.

  2. Выполнение приема на месте из-за спины нападающего в момент выпуска им мяча.

  3. Выполнение приема из-за спины и сбоку от нападающего после одноударного ведения мяча на месте.

  4. То же, но после многоударного ведения мяча нападающим на месте.

  5. Выполнение приема в целом в условиях противоборства 1 х 1 на ограниченном участке площадки: в центральном круге или в полукругах области штрафного броска в заданных ситуациях:

— защитник противодействует дриблеру;

— дриблер противодействует дриблеру, стремясь выбить мяч у
противника и сохранить свой.

  1. То же, но в условиях противоборства на ограниченной площа­ди нескольких дриблеров: выбей мяч у соперника и сохрани свой.

  2. Повторное выполнение разновидностей выбивания при пе­редвижении дриблера и защитника вдоль площадки в коридоре шириной 2 —3 м:

  1. нападающий передвигается ходьбой;

  2. нападающий передвигается медленно бегом;

  3. нападающий варьирует скорость передвижений.

  1. То же, но при активном противоборстве с установкой за­щитнику: «Направь дриблера!» — защитник, передвигаясь зигза­гообразно от линии к линии по всей длине коридора, стремится остановить проход нападающего и выбить у него мяч; в случае успешного выбивания мяча игроки меняются ролями и продол­жают перемещение в заданном направлении.

  2. Выполнение разновидностей приема с последующим овладе­нием мячом и переходом к атакующим действиям в тренировоч­ных упражнениях и в условиях игрового противоборства [3,5,6,8,9,11,16,17,20].

Организационно-методические указания.

1. При обучении выбиванию мяча из рук соперника:

а) чередовать выполнение приема правой и левой рукой;

б) прием изучать первоначально в искусственно созданных ус­ловиях пассивной активности нападающего, постепенно увели­чивать свободу его действий:

  1. нападающий неподвижно стоит на месте;

  2. нападающий имеет право на укрывание мяча только в одну, а затем в любую сторону;

  3. нападающему позволено укрывать мяч за счет одного-двух, а затем неограниченного числа поворотов на месте.

  1. В подвижных играх использовать несколько мячей.

  2. При выполнении выбивания мяча из рук соперника:

  1. защитнику постоянно находиться в состоянии «сжатой пру­жины»: ноги пружинят, руки подняты и «заряжены» на выбива­ние мяча;

  2. стремиться выбить мяч в момент ловли его соперником;

  3. оказывать постоянное психологическое давление на напада­ющего, овладевшего мячом, за счет активных выпадов в сторону мяча и движений руками на выбивание;

  4. в случае своевременного укрывания мяча нападающим вы­нуждать его раскрыться за счет нескольких ложных выпадов и ак­тивной работы рук;

  5. мяч выбивать резким, быстрым ударом ребра напряженной кисти;

  6. после выбивания стремиться овладеть мячом и быстро, без промедления начать атакующие действия;

— отдавать предпочтение выбиванию мяча снизу.

4. При обучении выбиванию мяча при его ведении:

а) упражнения на месте выполнять поочередно правой и левой рукой в и. п. у боковой или лицевой линии, в углах площадки или в углах между центральной и боковой линиями;

б) в упражнении 1х1 в коридоре:

  1. защитнику занимать и. п. перед нападающим лицом к нему в стойке с выставленной вперед ногой на расстоянии вытянутой вперед руки;

  2. при передвижениях сохранять дистанцию и стремиться зани­мать позицию грудью напротив мяча;

  3. разновидности выбивания осуществлять после отступания приставными шагами назад и смещения в сторону сильнейшей руки дриблера, направлять нападающего в боковую линию;

  4. в ситуации активного противоборства с целью создания ус­ловий для эффективного выполнения приема предварительно сде­лать несколько зигзагообразных перемещений в коридоре от од­ной линии к другой с отступанием назад, постоянно сохраняя дистанцию и закрывая возможный проход вдоль нее (впередисто-ящую ногу ставить вплотную к линии).

5. При выполнении выбивания мяча во время дриблинга:

  1. передвигаться на согнутых ногах с поднятыми руками в го­товности к жестким агрессивным действиям;

  2. теснить дриблера к краям площадки (к боковой, лицевой или центральной линии), закрывать проход в середину;

  3. своевременно реагировать на начало прохода или рывок на­падающего и подстраиваться к нему сбоку или сзади него;

  4. выбивание осуществлять ближней к дриблеру рукой в момент поднимания мяча после отскока от пола;

  5. после выбивания и овладения мячом мгновенно переклю­чаться к атакующим действиям [3,5,6,8,9,11,16,17,20].

Основные ошибки при выполнении выбивания мяча.

Из рук соперника:

  1. Пассивное и. п. защитника: прямые ноги, опущенные руки — отсутствие предпосылок для результативного воспроизведения приема.

  2. Медленные действия защитника: запаздывание с началом дви­жения на выбивание — нападающий успевает укрыть мяч после его ловли.

  3. Незначительная активность защитника или прямолинейность (бесхитростность) его движений, предшествующих выбиванию мяча, — нападающий имеет достаточно времени для выбора ра­ционального дальнейшего действия.

  4. Медленное и мягкое ударное движение по мячу — нападаю­щий сохраняет контроль над мячом или успевает среагировать на выбивание, и удар защитника приходится по рукам (фол) [3,5,6,8,9,11,16,17,20].

При ведении мяча:

1. Нерациональное и. п.:

  1. прямые ноги в защитной стойке на месте или при перемеще­нии: защитник не успевает подстроиться к нападающему;

  2. слишком близкое расположение от нападающего: защитник упускает дриблера в момент начала его прохода с ведением.

  1. Попытка выбивания мяча дальней от него рукой.

  2. Слишком медленное и мягкое движение рукой при выбива­нии: игра не в мяч, а в руку — фол [3,5,6,8,9,11,16,17,20].

2.3.3. Перехват мяча.

Перехват мяча в игре осуществляется при его передаче или при его ведении. Успешность перехвата мяча при передаче во многом зависит от интуиции и быстроты реакции защитника, а также от его умения правильно занимать позицию при опеке соперника [3,5,6,8,9,11,14,16,17,20].

В случае, если соперник стремится поймать мяч в движении, решающее значение приобретает умение защитника набрать мак­симальную скорость на коротком отрезке площадки. Далее доста­точно плечом и руками отрезать путь к мячу опекаемому игроку и без труда овладеть им (рис. 33) [3,5,6,8,9,11,14,16,17,20].

Прием изучается после овладения техникой ловли и передач мяча на месте и в движении [3,5,6,8,9,11,14,16,17,20].

Перехват мяча при ведении — более сложный по координации движений прием. Поравнявшись с нападающим сбоку, необходи­мо подстроиться к его ритму и скорости ведения мяча. Затем за счет неожиданного, мгновенного выхода из-за спины соперника защитник принимает отскакивающий мяч на кисть ближайшей к нему руки и, изменив направление движения, продолжает нача­тое им ведение мяча [14].

Эту разновидность перехвата следует изучать, когда занимаю­щиеся освоили ведение мяча [3,5,6,8,9,11,14,16,17,20].

Обучение перехвату мяча при его передаче.

  1. Объяснение и показ.

  2. Повторное реагирование на перемещение мяча сменой за­щитной позиции:

  1. при опеке игрока на стороне мяча;

  2. при опеке игрока на дальней от мяча стороне.

3. Выполнение приема после заранее заказанной слабой переда­чи нападающего при держании игрока в различных позициях и ситуациях:

  1. нападающий ожидает передачу на месте;

  2. нападающий начинает движение навстречу мячу.

  1. То же, но при передачах в паре заданным способом на месте и в движении.

  1. То же, но в сочетании с последующим выполнением атакую­щих действий (по мере их освоения) в заданиях комплексного характера.

  2. Выполнение приема в целом в подвижных играх: «Борьба за мяч», «Не давай мяч водящему» и т.п.

  3. То же, но в игровом упражнении «1×1 с промежуточным»: защитник противодействует нападающему в заданной позиции; нападающий, передав мяч промежуточному игроку (стоящему на месте третьему игроку), стремится освободиться от опеки и полу­чить обратную передачу; получение обратной передачи или перехват мяча дает 1 очко; игра ведется до 5 очков с последующей сменой функций игроков.

  1. Выполнение разновидностей приема в сочетании с последу­ющими атакующими действиями в условиях игрового противо­борства: 2 х 2, 3 х 3 и т.д.

  2. То же, но в подготовительных и учебных играх с установкой педагога [3,5,6,8,9,11,14,16,17,20].

Обучение перехвату мяча при его ведении.

  1. Объяснение и показ.

  2. Выполнение приема на месте после одноударного ведения нападающего из положения стоя сбоку от него.

  3. То же, но после многоударного ведения нападающего на месте.

  4. Выполнение приема по ходу сопровождения дриблера, пере­двигающегося ходьбой.

  5. То же, но при передвижении нападающего, ведущего мяч, бегом с заданной скоростью и в заданном направлении.

  6. То же, но в сочетании с атакующими действиями после ов­ладения мячом (по мере освоения техники нападения).

  7. Выполнение приема в целом в подвижных играх и игровых заданиях, включающих противоборство защитника и дриблера.

  1. То же, но в сочетании с последующими атакующими дей­ствиями в условиях игрового противоборства: 1×1,2×2, ЗхЗи т. д.

  2. Выполнение разновидностей данного приема в подготови­тельных и учебных играх с установкой педагога [3,5,6,8,9,11,14,16,17,20].

Организационно-методические указания.

1. При обучении перехвату передачи мяча:

  1. предварительно разъяснить принципы позиционной игры в защите, связанные с расположением соперника и мяча: 1) при опеке игрока на стороне мяча находиться в закрытой стойке; 2) при опеке игрока на дальней стороне от мяча зани­мать позицию в игровом защитном треугольнике (условные вер­шины: «подопечный—мяч —корзина»), сместившись в сторону мяча и направляя одну руку на подопечного, а другую на мяч;

  2. изучение приема начинать в ситуации: подопечный неподвиж­но обозначает нападающего, далее продолжить в условиях пас­сивных действий опекаемого игрока и, наконец, в условиях, при­ближенных к игровым без каких-либо ограничений в действиях соперника;

  3. на начальном этапе обучения облегчать задачу защитника, заранее задавая направление, траекторию и быстроту полета мяча [3,5,6,8,9,11,14,16,17,20].

2. При выполнении перехвата передачи мяча:

  1. постоянно держать в поле зрения подопечного и мяч;

  2. находиться на согнутых ногах с поднятыми для игры в защи­те руками (состояние «сжатой пружины»);

  3. реагировать на подготовительное движение нападающего при замахе, а движение на перехват начинать в момент выпуска мяча;

  1. при опеке игрока на стороне мяча— отрезать ему пря­мой путь к летящему мячу спиной (на месте) или плечом и рука­ми (в движении);

  2. при опеке игрока на дальней стороне от мяча — мгновенно стартовать и развивать максимальную скорость, пре­рывая передачу;

— после овладения мячом максимально быстро начинать атакующие действия: передачу в отрыв, скоростное ведение, проход-
бросок и т. п. [3,5,6,8,9,11,14,16,17,20].

3. При обучении перехвату мяча при его ведении:

— предварительно научить защитника подстраиваться к напада­ющему сзади-сбоку, набирая одинаковую с ним скорость движе­ния;

— приему овладения мячом вначале обучать в условиях замед­ленных пассивных действий «поддающегося» нападающего [3,5,6,8,9,11,14,16,17,20].

4. При выполнении перехвата мяча при его ведении:

  1. неожиданно выскакивать из-за спины дриблера;

  2. перехват осуществлять ближайшей к нападающему рукой в момент поднимания мяча вверх;

— овладев мячом, продолжать собственное скоростное ведение
в новом направлении или мгновенно совершать другие атакую­
щие действия по ситуации [3,5,6,8,9,11,14,16,17,20].

Основные ошибки при выполнении перехвата мяча.

При передаче мяча.

1. Неэффективная стойка защитника: опущены голова, руки;
выпрямлены ноги, сильно наклонено вперед туловище.

2. Неправильная занимаемая защитником позиция:

— игрок не перекрывает линию возможной передачи при опеке нападающего на стороне мяча;

— игрок находится на линии передачи, слишком далеко от нее или за пределами игрового защитного треугольника при опеке игрока на дальней стороне от мяча. 3. Потеря контроля над игровой ситуацией: защитник повора­чивается затылком к мячу или к нападающему, т. е. упускает из виду подопечного или мяч.

4. Несвоевременное начало движения на перехват: ранний или поздний старт к мячу.

5. Отсутствие опережающего соперника движения туловищем и прямыми руками для овладения мячом.

6. Медленный переход к дальнейшим действиям в нападении
после овладения мячом [3,5,6,8,9,11,14,16,17,20].

При ведении мяча.

1. Защитник уступает дриблеру в скорости движения и при по­пытке перехвата сталкивает его — фол.

2. Попытка овладеть мячом дальней от нападающего рукой ве­дет также к столкновению и персональному замечанию.

3. После овладения мячом защитник не изменяет направления движения или останавливается: создается угроза обратного выбива­ния мяча соперником сзади или сбоку; тормозится развитие атаки [3,5,6,8,9,11,14,16,17,20].

2.3.4. Накрывание и отбивание мяча при броске.

Накрывание мяча при броске может осуществляться сзади, спе­реди и сбоку от нападающего (рис. 34).

Отбивание мяча при броске — также эффективное противодей­ствие броску. Успешность его выполнения требует от защитника мобилизации внимания, проявления быстроты реакции и скоростно-силовых качеств [3,5,6,8,9,11,14,16,17,20].

Обучение накрыванию и отбиванию мяча при броске.

  1. Объяснение и показ.

  2. Многократное отталкивание подвешенного, качающегося, как маятник, мяча в прыжке средней высоты.

  3. То же, но в прыжке с максимальным усилием.

  4. Накрывание и отбивание мяча из различных и. п. по отноше­нию к нападающему, совершающему дистанционные броски мяча с места в медленном темпе.

  5. То же, но против бросков мяча с естественной скоростью выполнения.

  6. То же, что в упр. 4 и 5, но противодействуя броскам мяча с предшествующими обманными движениями.

  7. Выполнение разновидностей изучаемого приема при проти­водействии способам броска мяча в прыжке с места.

  8. То же, но против способов броска мяча в прыжке с предше­ствующим обманным движением.

  9. То же, что в упр. 7 и 8, но после прохода нападающего с ведением мяча, остановкой и броском мяча в прыжке.

10. Выполнение изучаемых защитных приемов при противодей­
ствии броску мяча одной рукой сверху (от плеча, от головы) в
движении:

  1. при броске мяча в замедленном темпе после одного шага с места;

  2. при броске мяча в замедленном темпе после встречной или поступательной передачи партнера нападающего и последующего двухшажного разбега;

  3. при разновидностях броска мяча в движениях, совершаемых с естественной скоростью.

11. Выполнение изучаемых разновидностей противодействия
проходу-броску одной рукой сверху (от плеча, от головы):

  1. при броске мяча после одно- и многоударного ведения на месте;

  2. при броске мяча после прохода на различной скорости и в разных направлениях по отношению к щиту.

  1. Вариативное воспроизведение накрывания и отбивания мяча при выполнении разновидностей бросков мяча с последующим переходом к нападающим действиям в упражнениях комплексно­го характера.

  2. Выполнение разновидностей приемов противодействия брос­кам мяча в целом в условиях игрового противоборства: 1×1,2×2, Зх 3 и т.д.

  3. То же, но в подготовительных и учебных играх [3,5,6,8,9,11,14,16,17,20].
    Организационно-методические указания.

  1. Высоту подвешивания мяча в подводящих упражнениях варь­ировать индивидуально в зависимости от прыгучести занимаю­щихся; начинать со средней высоты, постепенно поднимая мяч до высоты максимального прыжка.

  2. В подводящих и основных упражнениях пары занимающихся подбирать соответственно ростовым показателям и уровню разви­тия скоростно-силовых качеств.

  3. Варьировать расположение защитника по отношению к на­падающему: спереди, сзади, сбоку.

  4. При выполнении изучаемых приемов:

  1. в и. п. находиться в стойке игрока с выставленной вперед ногой; ноги согнуты; одноименная рука поднята вверх; перифе­рическим зрением наблюдать за ногами нападающего;

  2. отталкиваться двумя ногами со всей стопы с места или после быстрого приставления сзадистоящей ноги в момент резкого вы­прямления ног соперника в коленных суставах;

  3. руку выносить кратчайшим путем без замаха; полностью вы­прямлять ее в локтевом и плечевом суставах вверх;

  4. не давить на мяч и не опускать руку вперед;

  5. преграждать путь мячу движением согнутой вперед кисти; изменять направление полета мяча при помощи движения кисти в сторону.

5. После результативного выполнения защитного приема быст-­
ро переключаться к нападающим действиям [3,5,6,8,9,11,14,16,17,20].

Основные ошибки при выполнении накрывания и отбивания мяча при броске.

  1. Нерациональное и.п.: игрок находится в параллельной за­щитной стойке, на выпрямленных ногах или с опущенными ру­ками — затруднено своевременное начало выполнения приема.

  2. Защитник не удерживает в поле зрения ноги соперника: воз­никают сложности при определении момента начала броска.

  3. Медленное или слабое отталкивание с носков, а не со всей стопы: не хватает высоты прыжка для эффективного выполнения изучаемого приема.

  4. Неправильное движение рукой: вынос ее с замахом, непол­ное ее выпрямление вверх, опускание руки вперед с активным давлением кистью на мяч — фол при броске.

  5. Замедленный переход от защитных действий к нападающим (после результативного накрывания или отбивания мяча при брос­ках [3,5,6,8,9,11,14,16,17,20].

2.3.5. Взятие отскока.

Борьба за отскочивший мяч — неотъемлемый элемент игры в баскетбол. По статистическим данным, в среднем за игру около 50% всех бросков завершаются отскоком мяча от щита или от корзины. Следовательно, успешное освоение техники взятия от­скока — овладения мячом в борьбе за отскок на своем щите повы­шает потенциальные шансы команды на благоприятный исход игрового противоборства с соперниками. Справедливо утвержде­ние: «Кто выигрывает щит, тот выигрывает игру» [3,5,6,8,9,11,14,16,17,20].

Завладев мячом, игрок как бы по­висает на нем, после чего резко сги­бает руки и туловище вперед, укры­вая мяч от соперника [3,5,6,8,9,11,14,16,17,20].

Далее следует приземление на широко расставленные в стороны ноги в готовности начать атаку пер­вой передачей или ведением мяча [3,5,6,8,9,11,14,16,17,20].

При этом мяч следует удерживать на уровне подбородка [3,5,6,8,9,11,14,16,17,20].

Если ловля двумя руками за­труднена, защитник может обхва­тить мяч одной рукой, сразу же подхватывая другой, или отбить его в сторону — свободному парт­неру. Это ведет к выигрышу в вы­соте прыжка до 10 см, но снижа­ет надежность овладения мячом [3,5,6,8,9,11,14,16,17,20].

Кроме своевременности и точ­ности воспроизведения перечис­ленных действий защитника на эффективность овладения мячом после отскока на своем щите су­щественное влияние оказывают

интуиция и предвидение направления ожидаемого отскока. Боль­шую помощь в приобретении этих качеств игроками может ока­зать знание статистической вероятности направления отскока мяча в зависимости от карты бросков [3,5,6,8,9,11,14,16,17,20].

Если условно разделить площадку на пять зон, соответствую­щих возможным позициям для бросков (рис. 36), то наблюдается следующая закономерность:

  1. при бросках из зоны 1 или 5 до 95 % всех мячей при отскоке возвращаются в эти же зоны, причем в более 50 % случаях мяч отскакивает на дальнюю сторону площадки (т. е. из зоны 1 в зону 5 и наоборот);

  2. при бросках из зоны 2 или 4 выявлена та же тенденция: в 70 % случаев мяч отскакивает в эти же зоны, причем приблизительно с той же вероятностью попадания на дальнюю сторону площадки;

  3. броски из зоны 3 дают около 50 % отскоков в эту же зону, а вероятность рассеивания мяча в зоны 3, 2 и 4 составляет более 90 % [3,5,6,8,9,11,14,16,17,20].

К обучению взятию отскока (овладению мячом в борьбе за от­скок) на своем щите следует приступать на этапе совершенствова­ния бросков, а для освоения эффективной техники данного при­ема защиты необходимо уделять ему достаточно много трениро­вочного времени [3,5,6,8,9,11,14,16,17,20].

Обучение взятию отскока на своем щите.

  1. Объяснение и показ.

  2. Имитация блокирования пассивного нападающего и овладе­ния мячом при отскоке по зрительному сигналу педагога: подня­тый или подброшенный вверх мяч и т.п.

  3. То же, но с «вырыванием» подвешенного на амортизаторе мяча.

  4. То же, но нападающий обозначает движение на щит в зара­нее заданном направлении справа или слева от защитника.

  5. Овладение отскоком после собственного набрасывания мяча:

  1. в верхнюю часть щита с линии штрафного броска;

  1. в дальнюю верхнюю часть щита с боковой стороны трехсекундной трапеции (на уровне 2-го усика).

6. Овладение отскоком из различных исходных позиций после
бросков мяча с разных точек по отношению к щиту.

7. Выполнение отблокирования пассивно обозначающего дви­жение на подбор нападающего с последующим овладением мя­чом, посланным в верхнюю часть щита третьим игроком.

8. То же, но при активном движении нападающего на подбор мяча.

9. То же, что в упр. 7 и 8, но с последующим началом атаки первой передачей мяча или выводящим ведением мяча.

  1. Выполнение приема в целом в условиях активного противо­борства «защитник—нападающий» в заданных позициях при брос­ках в корзину третьим игроком с разных точек по отношению к щиту.

  2. То же, но в состязании на результативность действий по овладению мячом в борьбе за отскок.

  3. Воспроизведение приема в целом в условиях игрового про­тивоборства: 1х1;2х2;3х3ит.д. — с атакой в одну корзину.

  4. То же, но в подготовительных и учебных играх с установкой педагога [3,5,6,8,9,11,14,16,17,20].

Организационно-методические указания.

1. Обучать взятию отскока на своем щите на расстоянии не ме­нее 3-4 м от корзины.

2. Сигналом для начала действий защитника во всех упражнени­ях служит момент выпуска мяча педагогом или третьим игроком.

З. Защитнику занимать позицию перед нападающим (ближе к своему щиту) в средней стойке; варьировать исходные позиции относительно щита для бросков и борьбы за отскок.

4. Педагогу на начальном этапе обучения указывать игрокам направление наиболее вероятного отскока мяча при броске из конкретной условной зоны.

5. Все задания выполнять серийно по 5—10 повторений.

6. Состязания на результативность борьбы за отскок проводить в тройках: один игрок бросает, двое осуществляют противоборство; каждое результативное действие в защите и в нападении оценивать начислением призовых очков; дополнительно очки можно начис­лять за точный бросок с точки или успешное добивание мяча.

7. При выполнении приема:

— начинать действия сближением с нападающим и быстрым поворотом на 180° на носке ближней к направлению его ожидае­мого движения ноги;

— вступать в контакт с туловищем нападающего спиной и раз­веденными в стороны согнутыми в локтях руками — «чувствовать соперника спиной»;

  1. занимать как можно большее пространство на площадке, ши­роко расставив ноги и руки;

  2. переводить взгляд на мяч лишь после выполнения отблоки­рования соперника;

  3. удерживать нападающего «на спине» в случае его движения в обход защитника;

  1. мгновенно устремляться к мячу, определив траекторию и направление отскока;

  2. отталкиваться максимально мощно одной или двумя ногами с поднятыми вверх руками;

  3. руки и ноги в прыжке разводить в стороны, туловище накло­нять вперед;

  4. обхватив мяч, «повисать» на нем, резко сгибая руки и туло­вище вперед;

  5. приземляться на широко расставленные в стороны ноги, мяч вниз не опускать, укрывать его от соперника на уровне своего подбородка;

  6. после приземления мгновенно оценивать ситуацию для нача­ла атаки первым пасом или выводом мяча с помощью ведения и быстро переходить к атакующим действиям [3,5,6,8,9,11,14,16,17,20].

Основные ошибки при выполнении взятия отскока на своем щите.

  1. Неправильное и. п.: защитник находится за пределами игре-вого защитного треугольника, теряет из виду мяч или подопечно­го; располагается не на линии возможного движения нападающе­го к корзине или стоит на прямых ногах.

  2. Переключение внимания защитника на мяч, а не на подо­печного: сопровождение мяча взглядом с момента его выпуска без выполнения отблокирования соперника — нападающий легко обходит опекуна и овладевает мячом.

  3. Отсутствие у защитника контакта спиной или согнутыми ру­ками с нападающим в положении для его блокирования, прямые ноги в защитной стойке — соперник без труда выходит к мячу из-за спины обороняющегося игрока.

  4. Нет встречного движения к мячу после отблокирования на­падающего: защитник ждет мяч на месте.

  5. После обхвата мяча в воздухе игрок не укрывает его накло­ном туловища и сгибанием рук вперед: возможно выбивание мяча соперником.

  6. Приземление на узко или широко расставленные ноги: поте­ря равновесия или трудности с быстрым началом дальнейших дей­ствий.

  1. Опускание мяча вниз: существует большая вероятность его потери.

  2. После овладения мячом и приземления поворот в середину площадки, а не к ближней боковой линии; задержка первой пе­редачи: срыв быстрой контратаки [3,5,6,8,9,11,14,16,17,20].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе изучения литературных источников мы узнали, какие индивидуальные действия баскетболиста в защите приводят к максимальному результату, какими психологическими и физическими качествами должен обладать игрок при индивидуальной игре в защите. Рассмотрели специфические приемы игры защитника. Исходя из этого, вывели методику обучения технико-тактическим действиям при индивидуальной игре в защите, дали примерные упражнения для улучшения этих действий. Данная работа, основанная лишь на изучении литературных источников, дает базу для практической работы в данном направлении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баскетбол: Учебник для вузов физ. культуры / Под общ. ред. Ю. М. Портнова. — М., 1997.

  2. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол — Минск: Полынья , 1986

  3. Вари П. 1000 упражнений игры в баскетбол: Пер. с фр. / Под ред. Л. Ю. Поплавского. — Киев, 1997.

  4. Вуден Д. Современный баскетбол / Сокр. пер. с англ. Е. Р.Яхонтова. — М., 1987.

  5. Данилов В.А. Повышения эффективности игровых действий в баскетболе М.1996

  6. Комплексная программа физического воспитания. В.И. Лях, А.А. Зданевич. М. Просвещение 2006

  7. Костикова Л. В. Баскетбол. Азбука спорта. — М., 2002.

  8. Коузи Б., Пауэр Ф. Баскетбол: концепции и анализ / Сокр. пер. с англ. Е.Р.Яхонтова. — М., 1975.

  9. Кузин В. В., Полиевский С.А. Баскетбол. Начальный этап обучения. — М., 1999.

  10. Марищук Л.В. К вопросу о профессионально значимых качествах спортсменов-баскетболистов/Л.В. Марищук, А.А. Хатеновская // Мир спорта – 2006 — № 4 (25) – С. 18-22

  11. Н.Г. Озолин «Настольная книга тренера».

  12. Некоторые рекомендации для тренеров, работающих с группами на­чальной подготовки по баскетболу Е.А.Черновой. — М., 2002.

  13. Нестеровский Д.И. Баскетбол: теория и методика обучения: учебное пособие для студ. высш. уч. завед. / Д.И. Нестеровский – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336с.

  14. Нестеровский Д. И. Обучение основам техники защиты игры в баскет­бол: Учеб.-метод, пособие для учителей и студентов фак-та физ. культу­ры. — Пенза, 1997.

  15. Сортэл Н. Баскетбол: первые шаги / — М., 2002.

  16. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб-никдля студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Ю.Д.Железняка. — М., 2003.

  17. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю. М. Портнова. — М., 2001.

  18. Холодов Ж. К, Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспита­ния и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2002.

  19. Чернова Е.А. Подвижные игры в системе подготовки баскетболистов: Метод, рекомендации для тренеров ДЮСШ по баскетболу. — М., 2001.

  20. Юный баскетболист: Пособие для тренеров / под ред. Е.Р. Яхонтова. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

Добавить комментарий